Станция на орбите луны


Лунная миссия «Артемида» — начато производство основного элемента лунной орбитальной станции «Lunar Gateway»

В NASA анонсировали выбор подрядчика для строительства центрального блока лунной орбитальной станции «Lunar Gateway», который будет оснащен силовым энергомодулем «The power and propulsion element» (ионный электростатический электроракетный двигатель мощностью 50 кВт, что в три раза превосходит существующие аналоги). В продолжении этой публикации: Полный план новой лунной программы NASA «Artemis» (Артемида).

23 мая 2019 года в NASA объявили, что приступили к реализации лунной программы «Артемида» и сделали первый шаг по ее выполнению — начата разработка и производство основного модуля лунной части проекта «Артемида», с помощью которого будут обеспечиваться:

  • организация энергоснабжения и поддержания станции «Lunar Gateway» на орбите Луны;
  • коммуникации и ретрансляционная радиосвязь;
  • функции мобильного командного центра;
  • функции сервисного модуля для отправки аппаратов на поверхность Луны с лунной орбитальной станции «Lunar Gateway».
Данный модуль будет создан по заказу NASA проверенным подрядчиком — компанией Maxar Technologies. Контракт заключен на сумму 375 миллионов долларов — базовый период исполнения 12 месяцев, с возможностью продления на 26 месяцев и далее. Проектирование и производство модуля должно быть завершено в течение 12 месяцев, потом начнутся сложные и поэтапные тесты как на Земле, так и в космическом пространстве. После приемки и ввода в эксплуатацию, в NASA планируют вывести первый полноценный модуль орбитальной станции «Lunar Gateway» на лунную орбиту в 2022 году.

Почему для первой дальней орбитальной станции выбрали такую энергоустановку — ионный электростатический электроракетный двигатель с силовой установкой мощность 50 кВт?

«Солнечные электрические двигатели чрезвычайно эффективны, что делает их идеальными для применения на орбитальной шлюзовой станции», — сказал Майк Барретт, руководитель проектов энергосистем NASA. «Эта система требует гораздо меньшего количества топлива, чем традиционные химические системы, что позволит орбитальной станции «Lunar Gateway» перемещать больше массы вокруг Луны, включая системы для высадки на поверхность, большие жилые модули и другие нужные для работы на орбите компоненты». Составные элементы орбитальной станции «Lunar Gateway»:

Главная функция орбитальной станции «Lunar Gateway» — это быть шлюзом до Луны, а не дублировать задачи МКС. Да и размером «Lunar Gateway» планируется в разы меньше, чем МКС:

Новые слайды от NASA о лунной миссии «Артемида»:

Анонс подрядчика проводился на площадке Florida Tech:

Первая фаза миссии «Артемида»:

Эта фаза будет состоять из трех этапов:

Artemis 1 — реализация в 2020 г.: в рамках этого этапа запланирована беспилотная миссия, предполагающая облет вокруг Луны. Artemis 2 — реализация в 2022 г.: в рамках этого этапа будет запущена пилотируемая миссия, которая будет двигаться вокруг Луны. Artemis-3 — запуск в 2024 г.: в рамках третьего этапа предполагается доставка на поверхность Луны астронавтов, включая первую в мире женщину. Все три миссии будет запущены при помощи крупнейшей в мире ракеты-носителя Space Launch System (SLS), которая разрабатывается в настоящее время компанией Boeing. На борту ракеты-носителя будет находиться космический корабль Orion («Орион»), основным подрядчиком по проекту которого является компания Lockheed Martin. На данный момент проходят стресс-тесты спускаемой капсулы корабля Orion:

Более подробный план полета первого этапа Artemis 1:

А вот десятилетний план, о котором я уже писал ранее тут.

Первые элементы лунной орбитальной станции «Lunar Gateway»:

На первом этапе планируется вывести на орбиту Луны силовой блок орбитальной станции:

На втором этапе будут скомпонованы остальные жилые и научные части станции:

Solar electric propulsion (SEP) — ионный электростатический электроракетный двигатель.

Ссылка в wiki.

Ссылка с описанием технологии на сайте NASA.

Вот так, соблюдая этапность и параллельность разработок и производства компонентов в ходе выполнения частей проекта, в NASA планируют и далее продолжать выполнение программы «Артемида» с подрядчиками и собственными силами, причем парни настроены очень решительно:

И собираются использовать тысячи тонн воды на южном полюсе Луны:

Вот что нас ожидает на ее поверхности через десять лет:

И на орбите:

В итоге:

Кстати, с удовольствием узнал, что для озвучивания данного видео был приглашен Уильям Шетнер (исполнитель роли Джеймса Тиберия Кирка, капитана звездолёта «Энтерпрайз», в сериале «Звёздный путь» (1966—1969)): Теги:
  • Луна
  • НАСА
  • Артемида
  • NASA
  • moon
  • Artemis

habr.com

Лунная станция Deep Space Gateway: подготовка к полёту на Марс

Лунная станция Deep Space Gateway (слева). Рендер: НАСА

Представители НАСА огласили подробности космической программы Deep Space Gateway, которая станет подготовительным этапом к марсианской миссии. В рамках этой программы будет освоено окололунное пространство, где астронавты должны построить и протестировать системы перед путешествием в глубокий космос, в том числе к Марсу. Здесь же проверят роботизированные миссии со спуском на лунную поверхность. Астронавты из окололунного пространства смогут в случае появления проблемы вернуться домой в течение несколько дней. С марсианской орбиты им добираться гораздо дольше, поэтому НАСА предпочитает сначала провести испытания на более близком расстоянии — около Луны.

Исследование окололунного пространства начнётся с первым запуском ракеты-носителя Space Launch System (SLS) с космическим кораблём Orion. Трёхнедельная исследовательская миссия называется Exploration Mission-1 (EM-1). Она будет беспилотной. Тем не менее, эта миссия должна стать замечательным событием для космонавтики, ведь предназначенный для людей космический корабль впервые в истории отлетит так далеко от Земли.

Космический корабль Orion. Рендер: НАСА

Запуск SLS с кораблём Orion состоится со стартового комплекса 39B на космодроме Космического центра им. Кеннеди, предположительно, в конце 2018 года. На орбите Orion расправит солнечные батареи и направится в сторону Луны. Импульс кораблю придаст промежуточная криогенная двигательная установка Interim Cryogenic Propulsion Stage (ICPS), которая располагается на ракете-носителе SLS непосредственно под кораблём Orion, как верхняя ступень ракеты.

Промежуточная криогенная двигательная установка. Рендер: НАСА

Дорога до Луны займёт несколько суток. По её окончании Orion отстыкуется от ICPS, а последний, в свою очередь, выпустит в космос несколько мини-спутников CubeSat. Вместе с космическим кораблём ракета SLS способна поднять на орбиту 11 мини-спутников размером по 6 юнитов каждый.

Предполагается, что одним из спутников в окололунном пространстве станет BioSentinel, который впервые за последние 40 лет вынесет в глубокий космос земную форму жизни. Цель научной программы BioSentinel — изучить влияние космической радиации на живые клетки в течение 18 месяцев работы спутника.

НАСА планирует войти в ритм и в 2020-е годы делать по одному запуску в год. Первый пилотируемый полёт намечен на август 2021 года.

План этого полёта построен на профиле translunar injection (TLI) — своеобразном разгонном манёвре с траекторией, которая выводит корабль на лунную орбиту. Траектория изображена на схеме внизу, где красной точкой обозначено место выполнения маневра TLI. Перед стартом к Луне корабль дважды обернётся вокруг Земли, постепенно увеличивая скорость и готовясь к TLI.

В обратную дорогу к Земле корабль Orion отправится с помощью гравитационного манёвра, обернувшись вокруг Луны. Во время этого пролёта экипаж залетит за тысячи километров за Луну. Для первой пилотируемой миссии НАСА установило гибкие сроки. Миссия может продолжаться от 8 до 21 дня.

Для лунных миссий НАСА определило цели и задачи. Вместе с экспериментами на МКС эти научные проекты позволят осуществить подготовку к будущим миссиям в глубоком космосе.

Полётное оборудование для первой и второй миссий SLS и Orion сейчас находится в производстве, системы жизнеобеспечения и связанные технологии проверяют на МКС. Продолжаются опытно-конструкторские работы для создания жилья и силовой установки корабля, на котором люди отправятся на Марс, здесь НАСА тесно сотрудничает с частными компаниями и зарубежными партнёрами, которые предлагают свои варианты решения существующих проблем.

Лунный космопорт

Во время первых лунных миссий НАСА собирается не только проверить системы и доказать безопасность полётов, но и построить на лунной орбите космопорт Deep Space Gateway, который станет шлюзом для изучения лунной поверхности и промежуточным этапом перед отправкой астронавтов на Марс. Здесь будет источник энергии, жилой модуль, модуль стыковки, шлюзовая камера, модуль логистики. Силовая установка будет использовать преимущественно электрическую тягу, чтобы удерживать позицию лунной станции или перемещаться на разные орбиты для разных миссий в окрестностях Луны, пишет НАСА. Три основных модуля лунной станции — силовая установка, жилой модуль и модуль логистики — будут подняты на орбиту ракетой SLS и доставлены кораблём Orion. Обслуживать и использовать Deep Space Gateway НАСА собирается со своими партнёрами — как коммерческими компаниями, так и иностранными партнёрами.

Транспорт для глубокого космоса

На следующем этапе НАСА планирует разработку космического корабля Deep Space Transport (DST), специально предназначенного для полётов в дальнем космосе, в том числе к Марсу. Это будет многоразовый корабль на электрической и химической тяге. Корабль будет забирать людей с лунного космопорта, отвозить их на Марс или в другую точку назначения — а затем возвращать обратно к Луне. Здесь корабль может быть отремонтирован, заправлен — и отправлен в следующий полёт.

Тестирование корабля пройдёт в следующем десятилетии, а в конце 2020-х годов НАСА планирует провести годичные испытания Deep Space Transport с экипажем. Астронавты проведут 300-400 дней в окололунном пространстве. Эта миссия станет генеральной репетицией перед отправкой астронавтов на Марс. До настоящего времени рекорд по пребыванию в глубоком космосе составляет 12,5 суток для 17 членов экипажа Apollo.

Теги:

habr.com

Новая лунная афера: зачем нужна американская окололунная станция

У космоса появилось новое имя. Теперь все только и говорят, что об американской окололунной станции LOP-G (Lunar Orbital Platform-Gateway). Изначально она называлась Deep Space Gateway, но впоследствии название изменили, чтобы оно более точно соответствовало заявляемым программой целям. Лунная орбитальная платформа-шлюз должна закрепить первенство американской нации в освоении космоса (именно такая цель заявляется в документах) и стать ступенькой на пути к освоению Марса. «Известия» выяснили, стоит ли игра свеч и получится ли достичь декларируемых задач при помощи такой станции.

Для того чтобы понимать, на что способна окололунная станция, стоит рассмотреть всё, что с ее помощью получится делать, и сравнить с использующейся сейчас Международной космической станцией. Есть ли смысл в создании новой станции, стоит ли России участвовать в этом мероприятии, и каких результатов надо ждать от новой лунной программы?

Где построить лунный дом

Сначала голые факты. Создание лунной орбитальной платформы-шлюза, согласно проекту, начнется уже в 2019 году. Это многомодульная станция, которая будет находиться на орбите Луны в точке Лагранжа L2. Что такое точки Лагранжа, они же точки либрации? Это такие позиции в системе из двух массивных небесных тел, взаимодействующих друг с другом, где силы гравитации уравновешиваются. Это означает, что станция, построенная в такой точке, будет находиться в стабильном состоянии. Находись станция просто на лунной орбите, гравитационные силы Земли потихоньку бы замедляли ее, и тогда постоянно приходилось бы тратить топливо на корректировку орбиты.

Для системы из двух тел таких точек пять, при этом для создания станции специалисты NASA выбрали точку L2 (это позиция с обратной стороны Луны, невидимой с Земли). Стоит понимать, что это достаточно удаленная от Луны точка: станция будет находиться в 70 тыс. км от поверхности. Для сравнения: орбита в МКС, меняясь в разные годы, находилась в пределах 300–400 км от поверхности Земли. Лунная орбитальная платформа-шлюз будет висеть в 200 раз от спутника дальше. Луна из иллюминатора будет большой, но лишь в несколько раз больше, чем с Земли (384 400 км до Луны).

Изначально была и другая версия: создавать станцию предполагалось на низкой окололунной орбите — 100–200 км над поверхностью. Экзосфера Луны очень слабая и разряженная, на такой высоте ее атомы не смогли бы значительно тормозить станцию, как это происходит с МКС. Но в дело вмешивается земное притяжение: из-за него орбиту окололунной платформы постоянно пришлось бы корректировать при помощи двигателей космических кораблей, что означает трату драгоценного топлива и невозможность оставить станцию без присмотра на длительное время.

В точке L2 предполагается создать несколько модулей, размером меньше чем Международная космическая станция, в которых одновременно смогут проживать до четырех астронавтов. Отметим, что сама по себе идея не нова. Космические станции в точках Лагранжа — очень частые гости в современной фантастической литературе. Место действительно удобное, но что там можно делать?

Чем заняться на LOP-G

Проблема в том, что какого-то принципиального прорыва в решаемых задачах на новой станции не предвидится. Астронавты смогут там работать и изучать скрытую с Земли обратную сторону Луны. Дело, конечно, нужное, но есть проблема. Во-первых, станция достаточно далеко от Луны, так что прямое наблюдение затруднено. Просто представьте, что Луна на небосводе станет в шесть раз крупнее. Красиво? Несомненно. Но для серьезного наблюдения все-таки недостаточно. Потребуются специальные оптические комплексы, которые в принципе могли бы работать и в автоматическом, управляемом с Земли режиме, и это было бы в разы дешевле. Фоточек классных наделают без сомнения, но этого с научной точки зрения недостаточно.

Кроме того, срок пребывания на лунной орбитальной платформе будет сильно ограничен даже по сравнению с Международной космической станцией. Основная проблема — радиация. В настоящее время ученые считают, что срок пребывания на лунной орбите стоит ограничить одним-двумя, в крайнем случае тремя месяцами. Кроме того, вполне возможно, что такой полет космонавты смогут совершать раз в жизни, не подвергая себя риску заболевания от накопленной в организме радиации. Сравните это с МКС, где наиболее опытные российские космонавты имеют по пять полетов, а срок их пребывания на станции приближается к 1 тыс. дней.

Предполагается, что астронавты на станции смогут запускать на Луну небольшие научные аппараты. Ключевое слово тут — «небольшие»: ни о каких пилотируемых высадках и говорить не приходится — Луна слишком далеко от станции. Так что если человечество соберется высаживаться на Луну вновь, то сделает это и без использования орбитальной станции.

Отдельно говорится, что лунная орбитальная платформа-шлюз — это новый вызов и ступень к полетам на Марс. И тут многие профессионалы с такой постановкой вопроса не согласны. Использовать LOP-G для сборки корабля к Марсу и дозаправки не очень удобно. Гораздо проще создать специальную промежуточную станцию на орбите Земли. Ну а насчет нового вызова — здорово, но это недостаточный повод для создания самого дорогого в истории Земли проекта.

Почем Луна?

Почему это будет дорого? Космос в принципе самое дорогое хобби современного человечества. Только на поддержание в рабочем и действующем состоянии Международной космической станции ежегодно тратится до $6 млрд. Сразу несколько стран участвуют в этом вместе, потому что в одиночку потянуть такой проект не в состоянии ни одна держава: у всех есть более насущные статьи расходов, от ядерных сил до дотирования цен на авиабилеты неимущим слоям населения. И постоянно раздаются голоса о необходимости использовать эти деньги в более приземленных целях.

Лунная орбитальная платформа-шлюз будет обходиться в разы дороже, чем МКС. Стоит хотя бы сравнить доставку ракеты-носителя для отправки космонавтов. На МКС экипаж возит ракета-носитель среднего класса «Союз», это обходится примерно в $20–25 млн (себестоимость самой ракеты). На первоначальном этапе на лунную платформу астронавты полетят на сверхтяжелой американской ракете SLS (Space Launch System). Себестоимость одного ее запуска оценивается в $500 млн (в 20 раз дороже), а скорее всего, по итогу окажется и еще больше.

Точно также и с грузовыми кораблями. Их выводят на орбиту те же «Союзы», американские Falcon 9 или японские H-IIB, но для снабжения лунной станции «Союз» уже маловат — потребуется минимум «Протон», себестоимость запуска которого больше почти втрое. Международная космическая станция с более долгим сроком работы экипажа требует практически ежемесячного запуска то грузового, то пилотируемого корабля. Сколько это будет стоить при использовании SLS и «Протонов», можно посчитать — сумма получается просто колоссальная.

Кроме прочего, отдельно потребуется создание системы связи: дело в том, что Луна будет перекрывать для станции возможность общения с командным центром. Это дополнительные траты и расходы.

Всё познается в сравнении

Вот и получается в итоге, что американцы собираются строить чрезвычайно дорогую, более опасную, сложную в использовании станцию. С нее нельзя будет осуществлять наблюдение за Землей, сложно будет запускать аппараты на Луну. Она не даст ничего нового пилотируемой программе по освоению Луны. И даже использование ее как остановки на пути к Марсу тоже под очень большим вопросом. Вернее, это можно было бы сделать гораздо дешевле, используя станции на орбите Земли.

Но как же так могло получиться? Почему же человечество не нацелилось на создание базы на поверхности Луны или даже исследование Марса, что в настоящее время представляется гораздо более перспективным и интересным? Есть вероятность, что американцы пошли на эту программу… от безысходности. Как так получилось? Нация, у которой всё прекрасно с финансированием космических программ, и вдруг безысходность.

Вся проблема в том, что американская космическая программа очень непостоянна. Как правило, приходя на свою должность, новый президент меняет вектор космической программы целой страны в зависимости от своих предпочтений, финансовых возможностей и разумения, что и как требуется делать в космосе.

Вот и сейчас: есть SLS, есть пилотируемый космический корабль «Орион», однако всё это лишь бледная тень от планировавшейся при предыдущих президентах программы «Созвездие». Тогда предполагались посадки пилотируемого корабля на Луну, создание лунной базы, а затем и полеты к Марсу. Однако ракеты-носители «Арес-I», «Арес-V», а также лунный модуль «Альтаир» так и остались лишь проектами и мечтами.

Без них реализовать программу «Созвездие» в полной мере просто нереально. Вот и пришлось придумывать, изворачиваться и подсчитывать, на что именно хватит оставленного не самой щедрой рукой Трампа. Вот и получается, что лунная орбитальная платформа-шлюз — это едва ли не единственный возможный вариант. Иначе придется признаваться себе, что сверхтяжелая ракета SLS и пилотируемый корабль создаются без четкого понимания, куда их можно применить.

Для Марса «Орион» в нынешней инкарнации маловат, а в отсутствие посадочного лунного модуля использовать его для покорения Луны тоже нельзя. Остается полумера — окололунная станция с очень маленьким и нечетким списком задач.

Лучше, чем ничего

С точки зрения развития мировой космонавтики лунная орбитальная платформа гораздо лучше, чем ничего. Это и развитие пилотируемой космонавтики, и обкатка новых технологий в более сложных условиях. Точно так же и России следует, если возможно, работать совместно с Америкой, только в таком проекте есть надежда на продолжение нашей пилотируемой программы.

Вот только и к самой базе вопросов в настоящее время очень много, и все они оказываются абсолютно незаметными на фоне громких обсуждений будущего покорения Луны. Вот только программа с такими не самыми явными и четко прописанными целями, а также финансированием в десятки миллиардов долларов, легко может оказаться на грани закрытия уже скоро, достаточно лишь смениться американскому президенту. Пока же все полны надежд и чаяний: считать в состоянии эйфории не хочется, да и не получается.

iz.ru

Новая лунная афера: зачем нужна американская окололунная станция

Для того чтобы понимать, на что способна окололунная станция, стоит рассмотреть всё, что с ее помощью получится делать, и сравнить с использующейся сейчас МКС.

Фото: Global Look Press/NASA

Где построить лунный дом

Сначала голые факты. Создание лунной орбитальной платформы-шлюза, согласно проекту, начнется уже в 2019 году. Это многомодульная станция, которая будет находиться на орбите Луны в точке Лагранжа L2. Что такое точки Лагранжа, они же точки либрации? Это такие позиции в системе из двух массивных небесных тел, взаимодействующих друг с другом, где силы гравитации уравновешиваются. Это означает, что станция, построенная в такой точке, будет находиться в стабильном состоянии.

Находись станция просто на лунной орбите, гравитационные силы Земли потихоньку бы замедляли ее, и тогда постоянно приходилось бы тратить топливо на корректировку орбиты.

Для системы из двух тел таких точек пять, при этом для создания станции специалисты NASA выбрали точку L2 (это позиция с обратной стороны Луны, невидимой с Земли). Стоит понимать, что это достаточно удаленная от Луны точка: станция будет находиться в 70 тыс. км от поверхности. Для сравнения: орбита в МКС, меняясь в разные годы, находилась в пределах 300−400 км от поверхности Земли. Лунная орбитальная платформа-шлюз будет висеть в 200 раз от спутника дальше. Луна из иллюминатора будет большой, но лишь в несколько раз больше, чем с Земли (384 400 км до Луны).

Орбитальная станция будет находиться на орбите Луны в точке Лагранжа. Фото: flickr.com/Darren Flinders

Изначально была и другая версия: создавать станцию предполагалось на низкой окололунной орбите — 100−200 км над поверхностью. Экзосфера Луны очень слабая и разряженная, на такой высоте ее атомы не смогли бы значительно тормозить станцию, как это происходит с МКС. Но в дело вмешивается земное притяжение: из-за него орбиту окололунной платформы постоянно пришлось бы корректировать при помощи двигателей космических кораблей, что означает трату драгоценного топлива и невозможность оставить станцию без присмотра на длительное время.

В точке L2 предполагается создать несколько модулей, размером меньше чем Международная космическая станция, в которых одновременно смогут проживать до четырех астронавтов. Отметим, что сама по себе идея не нова. Космические станции в точках Лагранжа — очень частые гости в современной фантастической литературе. Место действительно удобное, но что там можно делать?

Чем заняться на LOP-G

Проблема в том, что какого-то принципиального прорыва в решаемых задачах на новой станции не предвидится. Астронавты смогут там работать и изучать скрытую с Земли обратную сторону Луны. Дело, конечно, нужное, но есть проблема. Во-первых, станция достаточно далеко от Луны, так что прямое наблюдение затруднено. Просто представьте, что Луна на небосводе станет в шесть раз крупнее. Красиво? Несомненно. Но для серьезного наблюдения все-таки недостаточно. Потребуются специальные оптические комплексы, которые в принципе могли бы работать и в автоматическом, управляемом с Земли режиме, и это было бы в разы дешевле. Фоточек классных наделают без сомнения, но этого с научной точки зрения недостаточно.

Фото: NASA

Кроме того, срок пребывания на лунной орбитальной платформе будет сильно ограничен даже по сравнению с Международной космической станцией. Основная проблема — радиация. В настоящее время ученые считают, что срок пребывания на лунной орбите стоит ограничить одним-двумя, в крайнем случае тремя месяцами. Кроме того, вполне возможно, что такой полет космонавты смогут совершать раз в жизни, не подвергая себя риску заболевания от накопленной в организме радиации. Сравните это с МКС, где наиболее опытные российские космонавты имеют по пять полетов, а срок их пребывания на станции приближается к 1 тыс. дней.

Предполагается, что астронавты на станции смогут запускать на Луну небольшие научные аппараты. Ключевое слово тут — «небольшие»: ни о каких пилотируемых высадках и говорить не приходится — Луна слишком далеко от станции.

Так что если человечество соберется высаживаться на Луну вновь, то сделает это и без использования орбитальной станции.

Отдельно говорится, что лунная орбитальная платформа-шлюз — это новый вызов и ступень к полетам на Марс. И тут многие профессионалы с такой постановкой вопроса не согласны. Использовать LOP-G для сборки корабля к Марсу и дозаправки не очень удобно. Гораздо проще создать специальную промежуточную станцию на орбите Земли. Ну, а насчет нового вызова — здорово, но это недостаточный повод для создания самого дорогого в истории Земли проекта.

Почем Луна?

Почему это будет дорого? Космос в принципе самое дорогое хобби современного человечества. Только на поддержание в рабочем и действующем состоянии Международной космической станции ежегодно тратится до $6 млрд. Сразу несколько стран участвуют в этом вместе, потому что в одиночку потянуть такой проект не в состоянии ни одна держава: у всех есть более насущные статьи расходов, от ядерных сил до дотирования цен на авиабилеты неимущим слоям населения. И постоянно раздаются голоса о необходимости использовать эти деньги в более приземленных целях.

Международная космическая станция. Фото: pixabay

Лунная орбитальная платформа-шлюз будет обходиться в разы дороже, чем МКС. Стоит хотя бы сравнить доставку ракеты-носителя для отправки космонавтов.

На МКС экипаж возит ракета-носитель среднего класса «Союз», это обходится примерно в $20−25 млн (себестоимость самой ракеты). На первоначальном этапе на лунную платформу астронавты полетят на сверхтяжелой американской ракете SLS (Space Launch System). Себестоимость одного ее запуска оценивается в $500 млн (в 20 раз дороже), а скорее всего, по итогу окажется и еще больше.

Точно так же и с грузовыми кораблями. Их выводят на орбиту те же «Союзы», американские Falcon 9 или японские H-IIB. Для снабжения лунной станции «Союз» уже маловат — потребуется минимум «Протон», себестоимость запуска которого больше почти втрое. Международная космическая станция с более долгим сроком работы экипажа требует практически ежемесячного запуска то грузового, то пилотируемого корабля. Сколько это будет стоить при использовании SLS и «Протонов», можно посчитать — сумма получается просто колоссальная.

Кроме прочего, отдельно потребуется создание системы связи: дело в том, что Луна будет перекрывать для станции возможность общения с командным центром. Это дополнительные траты и расходы.

Всё познается в сравнении

Вот и получается в итоге, что американцы собираются строить чрезвычайно дорогую, более опасную, сложную в использовании станцию. С нее нельзя будет осуществлять наблюдение за Землей, сложно будет запускать аппараты на Луну. Она не даст ничего нового пилотируемой программе по освоению Луны. И даже использование ее как остановки на пути к Марсу тоже под очень большим вопросом. Вернее, это можно было бы сделать гораздо дешевле, используя станции на орбите Земли.

Но как же так могло получиться? Почему же человечество не нацелилось на создание базы на поверхности Луны или даже исследование Марса, что в настоящее время представляется гораздо более перспективным и интересным?

Есть вероятность, что американцы пошли на эту программу… от безысходности. Как так получилось? Нация, у которой всё прекрасно с финансированием космических программ, и вдруг безысходность.

Вся проблема в том, что американская космическая программа очень непостоянна. Как правило, приходя на свою должность, новый президент меняет вектор космической программы целой страны в зависимости от своих предпочтений, финансовых возможностей и разумения, что и как требуется делать в космосе.

Пилотируемый космический корабль «Орион». Фото: wikimedia

Вот и сейчас: есть SLS, есть пилотируемый космический корабль «Орион», однако всё это лишь бледная тень от планировавшейся при предыдущих президентах программы «Созвездие». Тогда предполагались посадки пилотируемого корабля на Луну, создание лунной базы, а затем и полеты к Марсу. Однако ракеты-носители «Арес-I», «Арес-V», а также лунный модуль «Альтаир» так и остались лишь проектами и мечтами.

Без них реализовать программу «Созвездие» в полной мере просто нереально. Вот и пришлось придумывать, изворачиваться и подсчитывать, на что именно хватит оставленного не самой щедрой рукой Трампа. Вот и получается, что лунная орбитальная платформа-шлюз — это едва ли не единственный возможный вариант. Иначе придется признаваться себе, что сверхтяжелая ракета SLS и пилотируемый корабль создаются без четкого понимания, куда их можно применить.

За годы исследований специалистам NASA удалось сделать множество снимков Марса — многие из них доказывают, что Красная планета впечатляет не только загадочными названиями (такими, например, как Лабиринт Ночи), но и живописными видами. Фото: NASA

Для Марса «Орион» в нынешней инкарнации маловат, а в отсутствие посадочного лунного модуля использовать его для покорения Луны тоже нельзя. Остается полумера — окололунная станция с очень маленьким и нечетким списком задач.

Лучше, чем ничего

С точки зрения развития мировой космонавтики лунная орбитальная платформа гораздо лучше, чем ничего. Это и развитие пилотируемой космонавтики, и обкатка новых технологий в более сложных условиях. Точно так же и России следует, если возможно, работать совместно с Америкой, только в таком проекте есть надежда на продолжение нашей пилотируемой программы.

Вот только и к самой базе вопросов в настоящее время очень много, и все они оказываются абсолютно незаметными на фоне громких обсуждений будущего покорения Луны.

Вот только программа с такими не самыми явными и четко прописанными целями, а также финансированием в десятки миллиардов долларов, легко может оказаться на грани закрытия уже скоро, достаточно лишь смениться американскому президенту. Пока же все полны надежд и чаяний: считать в состоянии эйфории не хочется, да и не получается.

Хотите первыми узнавать о «космических» новостях – жмите на кнопку подписки

hi-tech.mail.ru

Промежуточная станция

Совсем недавно стало известно, что российский космонавт может отправиться к Луне уже в 2024 году. По плану, ему предстоит сопровождать жилой модуль будущей обитаемой станции Lunar Orbital Platform-Gateway, которая будет вращаться, как можно догадаться из названия, вокруг Луны. И хотя это не первый подобный проект, на сегодняшний день он — самый многообещающий. В нашем материале мы рассказываем о том, зачем нужна станция у спутника Земли, на что она будет похожа, а также с какими трудностями предстоит столкнуться исследователям при полетах.

Космические державы сегодня напоминают человека, который стоит на берегу моря и никак не может решиться нырнуть. В результате мы уже 40 лет «топчемся» на низкой околоземной орбите, и когда будут отправлены новые пилотируемые экспедиции за ее пределы, все еще неясно. Надежды на активное освоение космоса дают проекты создания международной базы «на полпути» от Земли к ближайшему небесному телу — Луне.

Руководители космических агентств в один голос соглашаются, что следующей большой целью пилотируемых полетов должен стать Марс. Но такая задача слишком дорога и сложна для того, чтобы браться за нее «с кондачка». Она требует изрядной подготовки и большого опыта, так что начать стоит с цели не столь рискованной, выбрав что-нибудь попроще.

Лидеры в освоении космоса, Соединенные Штаты, за последние десятилетия несколько раз называли такие доступные цели — и меняли их на новые. Амбициозная программа Constellation с планами возвращения людей на Луну сменилась полетом к астероиду, а затем — проектом «поимки» такого астероида и его буксировки на орбиту Луны. В 2012 году NASA обсуждала с Роскосмосом возможность создания совместной обитаемой станции в точке Лагранжа, где действуют несколько космических телескопов. Но лишь недавно две державы всерьез заговорили о том, чтобы сделать шаг в другом направлении и построить станцию над Луной.

Эпоха «бури и натиска»

Проектов окололунных орбитальных станций разной степени дерзости было множество. Еще в 60-е годы Сергей Королев предлагал создать некий подстраховочный пункт, где хранились бы запасы, предназначенные для обслуживания межпланетных космических комплексов. Один из самых проработанных проектов появился в 1971 году, когда в NASA рассматривали колоссальный «Интегрированный план освоения космоса», связанный со строительством разветвленной инфраструктуры далеко за пределами Земли. Станции на околоземной и геостационарных орбитах, межорбитальные буксиры с ядерными реакторами, полностью многоразовые шаттлы, а в перспективе — базы на Марсе и на Луне... Окололунная база планировалась как почти рядовая часть этого грандиозного комплекса.

По проекту компании North American Rockwell, главный модуль будущей станции должен был состоять из цилиндрической конструкции размерами 18,5×8 метров (в полтора раза шире и вдвое длиннее «Зари», базового модуля сегодняшней МКС). Разделенный внутренними палубами, он мог разместить каюты и лаборатории, места для отдыха и складские помещения. К главному модулю планировалось присоединить примерно такой же по размерам энергетический (с солнечными батареями площадью почти 1000 квадратных метров), а также экспериментальный модуль со шлюзом и хранилищем для микроспутников. Предусматривалась пристыковка и дополнительных компонентов, так что общая масса всего окололунного комплекса могла достигать 71,5 тонны.

Схема окололунной станции, проектировавшейся в США в 1971 году

North American Rockwell

Доставлять громоздкие модули станции к месту постройки могли сверхтяжелые ракеты Saturn V, уже тогда возившие людей к Луне, либо корабли Space Shuttle, которые в то время оставались еще на стадии раннего эскизного проекта. Предполагалось, что станция сможет играть роль центра управления всеми элементами лунной инфраструктуры, станет базой для пилотируемых экспедиций на спутник, обеспечит поддержку исследовательским станциям и роботам на поверхности, позволит проводить экспресс-анализ образцов и запускать небольшие исследовательские аппараты.

Похожие идеи высказывали и советские ученые. В 1987 году в рубрике «письмо в XXI век» журнала «Техника молодежи» Владислав Шевченко, доктор физико-математических наук, написал:

Если перевести космическую станцию на окололунную орбиту, она станет координационным центром всей операции по освоению этого небесного тела. Отсюда на первых этапах, предшествующих строительству лунной базы, будет осуществляться управление луноходами, здесь будут проводиться анализы пород, доставленных из различных районов Луны автоматическими аппаратами, ставиться биологические и другие эксперименты.

Но и потом, после окончания строительства, штаб не утратит своего значения. Он превратится в космический причал Луны. Можно предполагать, что отсюда в неблизком будущем устремятся к планетам Солнечной системы корабли, целиком построенные на Луне.

Время задуматься

В наше практичное время такие проекты выглядят чистой утопией, и современные предложения оказываются куда скромнее. В соответствии с духом времени должны измениться и задачи перспективной окололунной станции. Среди них называют помощь в выборе оптимальных, богатых ресурсами и защищенных от радиации областей для размещения будущей базы, а также предупреждение пресловутой астероидной угрозы. В самом деле, наблюдателям на лунной орбите Земля видна «со стороны», что теоретически позволяет отслеживать астероиды, которые приближаются к нам со стороны Солнца и могут оставаться незамеченными для наземных инструментов (как это случилось с 20-метровым астероидом, который внезапно взорвался над Челябинском в феврале 2013 года).

Концепция лунной заправочной станции,1984 год

NASA via Marcus Lindroos

Кроме того, окололунная станция способна стать центром управления лунными «дронами», небольшими луноходами или беспилотными посадочными зондами. Отсутствие задержки сигнала позволит легко передавать им команды, сделать их устройство проще и дешевле традиционных исследовательских зондов, которые нуждаются в большой автономности. Проекты таких систем, контролируемых с орбиты, разрабатываются уже сейчас. Не далее как в апреле 2016 года европейские астронавты, оставаясь на МКС, продемонстрировали управление роботизированным ровером, находившимся на Земле. Впрочем, и эти скромные проекты многие специалисты считают ненужной обузой.

По их мнению, будущим посетителям Луны орбитальная станция может пригодиться разве что в том случае, если удастся наладить производство топлива из местных ресурсов. Обнаруженные у полюсов спутника запасы лунного льда позволяют рассчитывать, что в будущем из него можно будет получать воду, а также кислород и водород для топлива и дыхания. В этом случае создание заправочной станции на окололунной орбите будет иметь прямой экономической смысл.

Однако пока добыча кислорода и водорода из лунного льда остается делом неопределенного будущего, да и использовать их, возможно, проще непосредственно на поверхности Луны. Даже слежение за астероидами можно организовать без участия человека, с помощью автоматических аппаратов.

Переосмысливая станцию

Однако в пользу постройки окололунной станции есть как минимум один «непробиваемый» довод. Такой проект может стать весомым ответом на вопрос о том, что станет с пилотируемой космонавтикой после МКС, как и на что будет использован громадный опыт совместной работы, накопленный за годы ее создания и эксплуатации. Международная станция действует уже почти 20 лет, окончание ее работы обозначено 2024 годом — возможно, сроки будут продлены до 2028-го, но рано или поздно ее все равно придется сводить с орбиты. И тогда международная кооперация может найти естественное продолжение уже у лунной орбиты. Работа на новой станции позволит сохранить этот опыт и набрать новый, необходимый для следующего этапа, пилотируемой экспедиции на Марс.

В сентябре 2017 года NASA и «Роскосмос» подписали соглашение о намерениях по созданию окололунной станции Deep Space Gateway, впоследствии переименованной в Lunar Orbital Platform-Gateway. Космические агентства и их партнеры по МКС создали рабочую группу для обсуждения реализации этого проекта. По словам космонавта Олега Котова, наиболее детально прорабатывается вариант создания станции на полярной высокоэллиптической орбите. Низкая орбита не слишком выгодна из-за необходимости постоянных коррекций. Эллиптическая же позволит станции подолгу «зависать» на месте, ретранслировать сигналы на Землю и вести поиск подходящих мест для будущей базы, в том числе с помощью дистанционно управляемых зондов.

В начале года прошло крупное собрание с участием около 300 специалистов, где обсуждались основные направления работы с Lunar Orbital Platform-Gateway. Предполагается, что это будет сравнительно скромная посещаемая станция из четырех небольших модулей.

Компании, участвующие в разработке PPE

Mark Geyer

Первой к Луне отправится силовая установка Power Propulsion Element (PPE) мощностью около 40 киловатт, которая будет выполнять ключевые для орбитальной базы функции. Ее разработкой занимаются пять компаний: Boeing, Lockheed Martin, Orbital ATK, Sierra Nevada Corporation и Space Systems Loral. NASA будет выбирать окончательный вариант, как только компании продемонстрируют работоспособность предложенного ими проекта — причем не исключено, что будет заключено более одного контракта.

Ожидается, что запуск произойдет уже в 2021-2022 году. PPE будет нести необходимые в себе элементы, необходимые для обеспечения станции энергией, коррекции орбиты и связи с Землей и другими космическими кораблями. Кроме того, на силовой установке может находиться полезная нагрузка, предназначенная для проведения измерения уровня радиации и обнаружения нейтронов, нейрокогнитивных экспериментов и оценки психологического здоровья, выращивания растений и переработки отходов.

Следом к спутнику Земли будет доставлен жилой модуль (предположительно, не позднее 2025 года), где в течение как минимум 30 дней сможет находиться экипаж из четырех человек. В статье для американского издания Popular Mechanics журналист Анатолий Зак сообщал, что в качестве основы российская РКК «Энергия» предлагает использовать большой научно-энергетический модуль НЭМ массой 24 тонны, который сейчас строится для МКС. Однако для его вывода на окололунную орбиту понадобится сверхтяжелая ракета, которую еще только предстоит создать — сегодня NASA намерено использовать американскую Space Launch System, первый полет которойпроизойдет не раньше 2019 года.

С другой стороны, в прошлом году NASA рассказало о том, что в рамках программы NextSTEP шесть компаний также разрабатывают прототипы жилого модуля (в том числе и компания Bigelow Aerospace, которые собирается запустить к Луне частный жилой модуль). Есть все шансы, что один из них будет выбран для LOP-G, но об этом мы не узнаем до второй половины следующего года.

Основные элементы будущей станции

Mark Geyer

Третьим элементом будущей орбитальной станции станет модуль логистики. Туда будут приходить грузы, которые позволят продлить миссию экипажа, там же могут проводиться научные эксперименты и демонстрация технологий. Кроме того, модуль можно будет потенциально использовать в коммерческих целях — правда, пока что не понятно, как именно.

И последней на окололунную орбитальную базу отправится шлюзовая камера для выходов экипажей в открытый космос — предложение о ее постройке может получить Россия.

Разработка и создание первых модулей для создания окололунной станции обойдутся в 2,7 миллиарда долларов, причем NASA планирует запросить первые 504 миллиона из бюджета США уже в новом году. Из них 328 миллионов потратят на энергетический модуль, а оставшиеся 176 миллионов — на обитаемый модуль, как сообщается в презентации Марка Гейера, исполнительного директора NASA по пилотируемым программам.

Безопасная комната

Космонавты на борту МКС получают дозу радиации примерно в 200 раз большую, чем люди на поверхности Земли, накрытые атмосферой, — ежедневно она составляет порядка 1 миллизиверта. Однако благодаря тому, что важный элемент противорадиационной защиты у них сохраняется — действие магнитного поля планеты продолжается далеко за пределы орбиты космической станции — люди могут находиться на орбите до 200 дней без особого риска. Возле Луны этот фактор перестанет действовать — и смогут ли люди там жить и работать, еще большой вопрос.

«Если планету Земля представить как космический корабль, то у него есть два средства защиты от радиации, — объяснил нам заведующий лабораторией радиационного контроля при космических полетах Института медико-биологических проблем РАН Вячеслав Шуршаков. — Первое — это атмосфера Земли, она экранирует, примерно как 10-метровый слой воды. Второе — это магнитосфера».

С другой стороны, действие магнитосферы не всегда позитивно: ее линии образуют радиационные пояса, своего рода «карманы», где накапливаются космические частицы высоких энергий, опасные и для человека, и для электроники. Обычно они не пересекаются с орбитой МКС, однако существуют особые зоны, например Южно-Атлантическая Аномалия, где высота внутреннего пояса может «провисать» до 200 километров над поверхностью, что создает опасность для экипажа станции.

«Получается, что роль магнитного поля двояка. С одной стороны, оно защищает, а с другой стороны — создает зоны повышенной радиации. Поэтому доза опасной радиации что на окололунной, что на околоземной орбите будет примерно одинаковой», — уверяет Вячеслав Шуршаков.

Пока инженеры рассчитывают параметры будущей окололунной станции, на Земле продолжаются эксперименты по моделированию лунных экспедиций. Во вторник, 15 мая, в Китае завершился самый длительной эксперимент по имитации жизни на автономной лунной базе. Его участники провели в специальной лаборатории «Юэгун-1» в общей сложности 370 дней. Сначала первая группа из двух мужчин и двух женщин находилась в замкнутом пространстве 60 дней, потом ее сменила другая такая же группа, срок пребывания которой в лаборатории составил 200 дней. На третьем этапе эксперимента первая группа вернулась в лабораторию, где пробыла еще 110 дней.

Похожие эксперименты проводятся и в Москве, в Институте медико-биологических проблем РАН. Так, в ноябре 2017 года прошел эксперимент SIRIUS-17, нацеленный на изучение влияние изоляции и ограниченного пространства космического корабля на психологическое и физиологическое состояние экипажа во время 17-суточной имитации полета на Луну (о ходе эксперимента космонавты ежедневно рассказывали в своем коллективном блоге).

Кроме того, в ИМБП проводят эксперименты по имитированию условий невесомости с помощью «сухого погружения» — добровольцы на определенное количество дней ложатся в специальные ванны с водой, которая не соприкасается с их телами. В ходе этих экспериментов врачи получают много ценной информации без существенных затрат, связанных с отправкой космонавтов и специальной аппаратуры в космос.

Еще один изоляционный эксперимент, имитирующий четырехмесячный полет к Луне, запланирован в ИМБП на первый квартал 2018 года. Экипаж будет состоять из трех мужчин и трех женщин, которым предстоит проделать полный цикл операций: старт и полет к Луне, стыковка с орбитальной станцией (аналогом проекта Deep Space Gateway), наблюдения за лунной поверхностью, посадка на Луну и выход двух-трех членов экипажа на ее поверхность, возвращение на орбитальную станцию и возвращение на Землю.

На этом фоне главной проблемой для посетителей будущей окололунной станции могут стать вспышки на Солнце. Они сопровождаются выбросами мощных и быстрых потоков частиц. Вне магнитосферы они могут быть смертельно опасны (во многом из-за того, что быстрое облучение опаснее медленного накопления радиации), но от них можно спастись, просто спрятавшись за подходящий экран. Даже очень мощные экраны не будут достаточно эффективны против галактичеких космических лучей - тяжелых ионов очень высоких энергий, которые попадают в окрестности Земли из межзвездного пространства. Однако и в околоземном пространстве от них защититься сложно, поскольку частицы высоких энергий почти не задерживаются магнитосферой.

Поэтому обязательным элементом будущей окололунной станции должно стать противорадиационное убежище, а роль экранов могут сыграть, например, баки с водой и топливом, расположенные вдоль обшивки защищенного модуля. Современные средства наблюдения за Солнцем позволяют вовремя заметить приближение такого потока — и переждать его в укрытии. Тем не менее, создание дополнительных конструкций априори ведет к увеличению веса станции, что усложнит ее вывод на орбиту.

Проба пера

Конечно, столь масштабную и необычную миссию, как Lunar Orbital Platform-Gateway, нельзя запустить без подготовки. Все-таки одно дело — отправлять людей в короткие экспедиции, а другое — долгосрочная работа на лунной орбите. Именно поэтому до запуска станции планируется провести как минимум два подготовительных исследования. Их план был также представлен в презентации Марка Гейера 1 мая.

В первой пробной миссии примут участие корабль «Орион» и ракета SLS. Сначала она выведет космический аппарат на околоземную орбиту. На его борту будут находиться 13 кубсатов — очень маленьких исследовательских спутников, которые отправятся вместе с «Орионом» к Луне. Корабль сделает виток вокруг нее по вытянутой эллиптической траектории, в то время как кубсаты лишь немного пробудут в «гравитационных владениях» спутника и отправятся на гелиоцентрическую орбиту.

Схема первой пробной миссии

Mark Geyer

Схема второй пробной миссии

Mark Geyer

После совершения одного полного оборота «Орион» вернется на Землю и приземлится где-то в океане. Общее расстояние, которое преодолеет космический аппарат, составит около двух миллионов километров, и на это понадобится 25,5 дня. Тестовый полет позволит, в первую очередь, протестировать технологии и проверить, как чувствует себя в космосе космический корабль.

Во вторую миссию «Орион» отправится вместе с экипажем. Вероятно, поэтому корабль не будет делать полных оборотов вокруг Луны, а сам полет будет длиться почти в три раза меньше, чем первый. В общей сложности космонавты проведут рядом со спутником Земли четыре дня, а после возвратятся домой.

В целом, технические и медицинские проблемы, связанные с постройкой и эксплуатацией окололунной станции, решаемы, особенно с учетом скорости прогресса технологий. Проект может стать важным этапом в развитии пилотируемой космонавтики, промежуточным шагом от МКС к созданию постоянных баз на Луне и посещению Марса. Остается надеяться, что участникам не помешают более существенные трудности — экономика и политика, а также что бюджет проекта не разрастется, как это произошло с «Джеймсом Уэббом».

Кристина Уласович

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Почему Нобелевский комитет объединил космологию с изучением экзопланет

nplus1.ru

СТАНЦИЯ НА ОРБИТЕ ЛУНЫ: «ШАГ В ДАЛЬНИЙ КОСМОС»

Приветствую вас, любители космоса! В то время, пока не утихают споры о по­лё­те аме­ри­кан­цев на Лу­ну и фор­ме Зем­ли, NASA пла­ни­ру­ет пос­тро­ить кос­ми­чес­кую станцию на орбите Луны [1]. Хотя раз­го­во­ры об этом, на самом деле, велись ещё в на­ча­ле 70-х годов XX столетия [2], но на этот раз, по всей ви­ди­мос­ти, всё серь­ёз­но. Станция на орбите Луны будет пос­тро­е­на! И пос­тро­е­на сов­мест­ны­ми уси­ли­я­ми. В част­нос­ти, в проекте будет участ­во­вать «РОС­КОС­МОС» [1]. На­зы­вать­ся станция на орбите Луны будет «The Lu­nar Or­bi­tal Plat­form-Gate­way» [3]. И наз­ва­ние от­ра­жа­ет её наз­на­че­ние! Потому что станция будет ис­поль­зо­вать­ся не только для изу­че­ния Луны и даль­не­го космоса, но и при­ни­мать участие в полётах на Марс [4].

В частности, станция на орбите Луны будет ис­поль­зо­ва­на Рос­кос­мо­сом в бу­ду­щих лунных мис­си­ях для стро­и­тель­с­т­ва по­са­доч­но­го модуля. Но так же лунная станция поз­во­лит изучать Луну, и не спус­ка­ясь на её по­верх­ность [1]. С этой целью можно ис­поль­зо­вать технику, пи­ло­ти­ру­е­мую на дис­тан­ци­он­ном уп­рав­ле­нии. Тем более что по­доб­ная техника прошла ис­пы­та­ния в ус­ло­ви­ях Земли. Кос­мо­нав­ты, на­хо­дя­щи­е­ся в МКС, уже уп­рав­ля­ли ро­бо­ти­зи­ро­ван­ным ровером, на­хо­дя­щим­ся на по­верх­нос­ти Земли. И да, это значит, что «The Lu­nar Or­bi­tal Plat­form-Gate­way» будет обитаема. Пред­по­ла­га­ет­ся, что станция на орбите Луны будет функ­ци­о­ни­ро­вать так же, как се­год­няш­няя МКС [1], [3].

Конечно, наличие космонавтов на борту несколько ус­лож­ня­ет задачу. Их при­дёт­ся защищать от кос­ми­чес­кой и сол­неч­ной ра­ди­а­ции [5]. Ведь даже в ус­ло­ви­ях ор­би­таль­ной МКС кос­мо­нав­ты получают по­вы­шен­ную дозу радиации [6]. Хотя их и за­щи­ща­ет маг­нит­ное поле Земли. А этой защиты на орбите Луны не будет! Но па­ни­ко­вать не стоит. Ос­нов­ную опас­ность пред­с­тав­ля­ют вспышки на Солнце, а се­год­няш­няя наука умеет их пред­с­ка­зы­вать, поэтому кос­мо­нав­ты смогут за­бла­го­вре­мен­но спря­тать­ся [5]. С этой целью на станции должно быть пре­дус­мот­ре­но убежище. Нап­ри­мер, с об­с­тав­лен­ны­ми водой и горючим стен­ка­ми, за­щи­ща­ю­щи­ми от частиц высоких энергий.

Станция на орбите Луны: строительство

Строительство станции начнётся в начале 2020-х [1]. Первым на орбиту Луны от­пра­вит­ся модуль Po­wer Pro­pul­sion Ele­ment (PPE) [7]. В будущем он будет ис­поль­зо­вать­ся для обес­пе­че­ния станции энер­гией, кор­рек­ции её орбиты и в качестве системы связи. Следом за PPE на орбиту будет от­прав­лен жилой модуль [8]. Пред­по­ло­жи­тель­но в 2023 году. После чего на станцию от­пра­вят модуль ло­гис­ти­ки. А за­вер­шит­ся стро­и­тель­с­т­во от­прав­кой на станцию шлю­зо­вой камеры для выхода кос­мо­нав­тов в космос [3]. Но прежде, чем всё это про­вер­нуть, нужно про­вес­ти ис­пы­та­ния! И с этой целью про­ве­дут две мис­сии «Ори­он» [9]. Одну без кос­мо­нав­тов, а вторую – с кос­мо­нав­та­ми на борту!

Источники

[1] nature.com/articles/d41586-017-07869-3

[2] astronaut.ru/bookcase/books/shevch/text/03.htm

[3] nasa.gov/feature/nasa-s-lunar-outpost-will-extend-human-presence-in-deep-space

[4] sciencedirect.com/science/article/pii/S0094576517317307

[5] nasa.gov/sites/default/files/atoms/files/20180327-crusan-nac-heoc-v8.pdf

[6] nasa.gov/hrp/elements/radiation/risks

[7] nasa.gov/feature/nasa-power-propulsion-rfi

[8] nasa.gov/feature/nextstep-partnerships-develop-ground-prototypes

[9] nasa.gov/feature/around-the-moon-with-nasa-s-first-launch-of-sls-with-orion

[свернуть]

Загрузка...

pop-science.ru


Смотрите также