Шумы на фото что это


Цифровой шум на фотографии. Виды шума. Причины возникновения

Цифровой шум на фотографии — дефект изображения, который заключается в возникновении хаотически разбросанных пикселей случайного цвета и яркости по всему изображению, не соответствующих зарегистрированному свету. Основные причины возникновения шума:

  • чувствительность ISO;
  • выдержка;
  • плотность размещения пикселей (размер ячеек матрицы) Оптимальный размер лежит в пределах от 6 до 11 мкм. В компактных камерах размер ячеек составляет 3-5 мкм, что и обусловливает высокий уровень шумов;
  • технология производства сенсоров. В общем случае матрицы CMOS генерируют больше шума, чем матрицы ПЗС;
  • а также технические параметры матрицы (дефекты кристаллической решетки кремния, примеси, не работающие пиксели и т.д.).

В цветных фотографиях шум имеет разную интенсивность в каждом цветовом канале, что и придает ему определенный цвет. Цветовой шум изображения может быть усилен в процессе обработки, путем изменения цветового баланса, настройки баланса белого. Например, шум на фотографии, снятой при свете лампы накаливания, имеет преимущественно желто-синие оттенки, но при коррекции синего канала изображения, для компенсации желтизны фотографии, синий шум увеличится.

Шум проявляется на однотонных участках, в градациях, и особо заметен на тёмных участках изображения при высветлении.

Виды цифрового шума на фотографиях

В зависимости от природы возникновения цифрового шума в цветовых каналах, различают:

  • яркостный цифровой шум (англ. luminance noise);
  • хроматический цифровой шум (англ. chrominance noise);
  • шум, который возникает при длительных выдержка (англ. stuck pixels).

Для лучшего понимания природы яркостного и цветового шумов, воспользуемся цветовым пространством Lab, где L (lightness) – канал, в котором содержится информация про световые (яркостные) градации на фотографии, а в каналах a и b – цветовая (хроматическая) информация (рис. 1).

Рис. 1 — Цифровые шумы в цветовом пространстве Lab

Как видно из рисунка, шумы канала L отвечают за яркостный цифровой шум, а шумы в каналах а и b за хроматический.

Возникновение цифрового шума на фотографиях

 В зависимости от структуры возникновения цифрового шума различают:

  • постоянный;
  • случайный шум.

Постоянный шум возникает на одном и том же месте от фотографии к фотографии в связи с перегреванием сенсора во время длительных экспозиций («горячие» пиксели), а также с «битыми» пикселями. Зависит от сенсора фотоаппарата.

Для определения размещения «горячих» пикселей постоянного цифрового шума на фотографии, можно провести такой опыт: при максимальном значении ISO, 30-секундной выдержке и с ЗАКРЫТОЙ КРЫШКОЙ! объектива нажать на спуск. В итоге получается «звездная матрица» фотоаппарата.

На фотографии ниже (рис. 2), показан шум матрицы при ISO 1250, 30 с выдержки. Для наглядности был поднят контраст изображения. На самом деле этот шум не настолько явный, имеет свои градации и цвет, так как каждый фотоэлемент нагревается по-разному.

Рис. 2 — Постоянный цифровой шум

«Битые» пиксели видны на светлых участках фотографий (например, небо) в виде черных точек. Но не стоит путать «битые» пиксели с пылью!

Случайный цифровой шум на фотографиях проявляется в виде яркостного и хроматического цифровых шумов.

Как убрать шум с фотографии

Оценка уровня шума на фотографии

Для объективной оценки уровня шумов на фотографии в Photoshop служит параметр Std Dev (Стандартное отклонение) в палитре Histogram. Значение Std Dev показывает, насколько широко изменяются значения яркости изображения (или его фрагментов). Для монотонной заливки Std Dev = 0, а для участка с равными долями черного и белого Std Dev = 127,5. Чем меньше значение Std Dev, тем меньше шум на фотографии (рис. 3).

Рис. 3 — Оценка уровня шума на фотографии

Для определения значения Std Dev инструментом Rectangular Marquee необходимо выделить участок с РАВНОМЕРНОЙ ЯРКОСТЬЮ. В палитре Histogram выбираем канал Luminosity (для оценки яркостных цифровых шумов) или по каналам RGB (для оценки хроматических цифровых шумов) и проверяем значение Std Dev на выделенном участке. Равномерность яркости можно отследить Пипеткой (Eyedropper), отслеживая информацию в палитре Info.

Если Std Dev меньше 3 — уровень шумов приемлемый, больше 3 — нужно применять меры по их снижению. В тенях шумы менее заметны, потому значение Std Dev не более 5 также приемлемо.

В итоге обнаруживается канал, в котором значение Std Dev заметно выше, чем в других. В таком случае, иногда достаточно отредактировать этот канал, чтобы снизить цифровой шум на фотографии.

В примере необходимо убрать шум во всех цветовых каналах, особенно в Blue.

photohandle.com

Цифровой шум — что это такое? Способы борьбы с цифровым шумом.

Цифровой шум — это дефект фотографии, вносимый фото сенсором цифрового фотоаппарата. Цифровой шум проявляется в виде хаотично расположенных точек различных по яркости и цвету. Особенно он заметен на однотонных поверхностях — небо, кожа, участки теней. Цифровой шум придает фотографии неестественный вид — изображение будто присыпано песком.ифровой шум — это дефект фотографии, вносимый фото сенсором цифрового фотоаппарата. Цифровой шум проявляется в виде хаотично расположенных точек различных по яркости и цвету. Особенно он заметен на однотонных поверхностях — небо, кожа, участки теней. Цифровой шум придает фотографии неестественный вид — изображение будто присыпано песком.

Цифровой шум.

С момента появления фотографии уже прошло более сотни лет, а вопрос получения качественного фото остается актуальным и по сей день. Честно сказать, это один из самых главных вопросов фотографии. Если проводить аналогию с пленочной фотографией, то аналогом цифрового шума будет зернистость пленки. Во времена пленочных фотоаппаратов фотограф мог бороться с зернистостью только двумя способами — использовать мелкозернистые пленки с низкой светочувствительностью (низким ISO) или специальными проявителями, разработанными для уменьшения этого явления. Вернемся в наш век — к цифровым фотоаппаратам. Если не вдаваться в термины, то цифровой шум — это детали изображения, выглядящие так, как не должны выглядеть. Это мелкие элементы изображения (частицы / точки), которые выглядят как светлые, темные или цветные точки. Цифровой шум отвлекает зрителя от фотографии, придает неестественный вид изображению и, в целом, портит впечатление от снимка, даже если на нем изображено что-то уникальное и достаточно редкое. Каким бывает цифровой шум?

  • Постоянный цифровой шум.
  • Случайный цифровой шум.

Постоянный цифровой шум проявляется одинаково на всех фотографиях (для конкретного фотоаппарата конечно) и связан с «горячими» и «битыми» пикселями. На месте битых пикселей постоянно горят светлые или темные точки. Горячие пиксели проявляются при длительных выдержках, когда фотосенсор сильно нагревается. Проявляться горячие пиксели могут в виде цветных точек, расположенных на одном и том же месте от кадра к кадру. Для того, чтобы узнать сколько горячих пикселей и в каких местах матрицы вашей фотокамеры они расположены проведите следующий опыт:

Закройте крышку фотоаппарата, выберите максимальное значение чувствительности ISO, выставьте выдержку 30 секунд, отключите встроенный шумоподав  и вы все увидите.

Ниже на фотографии вы можете посмотреть горячие пиксели моей фотокамеры Nikon D90.

Цифровой шум на фотографии. Горячие пиксели.

Фотография сделана с ISO 3200, выдержка 30 секунд, объектив камеры был закрыт крышкой. Случайный цифровой шумвыглядит как точки произвольного цвета, хаотично разбросанные по всему кадру. Данный вид шума хорошо заметен на однотонных поверхностях (небо, кожа, тени). цифровой.

Еще один способ делений цифровых шумов на категории:

  • Яркостный цифровой шум (luminance noice).
  • Хроматический цифровой шум (chrominance noice).

Яркостный цифровой шум (luminance noice)  проявляется на изображении в виде маленьких темных точек (или пятен) и зачастую напоминает зерно обычной фотопленки. Хроматический цифровой шум (chrominance noice)  на изображении проявляется в виде маленьких пятен (точек) другого цвета, отличается от цвета той области, где такой шум проявляется (именно поэтому он очень хорошо виден). Хроматический цифровой шум сильно бросается в глаза и неприятен для восприятия.

Факторы влияющие на уровень цифрового шума.

  • Физический размер фотосенсора и его разрешение. Чем меньше физический размер (габариты) фотосенсора и больше его разрешение, тем выше уровень шумов для данной матрицы — не нужно гнаться за мегапикселями. Данное утверждение актуально при неизменной технологии изготовления фотосенсоров. Электроника шагает вперед семимильными шагами. Производители поддерживают «шумность» матрицы на одном уровне, а мегапиксели год от года увеличиваются.
  • Чувствиетльность фотосенсора (чувствительность ISO ). Фактически чувствительность фотосенсора постоянна, меняется только коэффициент усиления сигнала. Чем выше ISO, тем больше цифрового шума вы увидите на фотоснимке (при  усилении сигнала возникает больше искажений). Современные фотоаппараты обычно сами выставляют ISO, и в режиме Auto это значение колеблется в диапазоне 50-150 ISO для компактных камер. В компактах может вообще отсутствовать возможность ручного выбора чувствительности ISO — электроника сама решит, что лучше =). В зеркальных камерах диапазон  ISO шире и а автоматическом режиме может быть от 100-400 ISO, для дорогих «зеркалок» диапазон ISO с приемлемым уровнем цифровых шумов естественно выше.
  • Выдержка или время экспонирования кадра. Уровень цифровых шумов сильно зависит от температуры фотосенсора, чем температура выше, тем выше уровень шума на изображении. При серийной съемке температура матрицы повышается, поэтому последний кадр из серии будет самым «шумным». Чем короче выдержка, тем меньше цифровых шумов. При длительной выдержке (1 секунда и более) уровень цифровых шумов возрастает. Здесь нужно понимать, что не во всех случаях можно установить короткую выдержку. Например: Фотосъемка танцев в темном помещении. Использовать дополнительное освещение (вспышку) нельзя, так как это может сбить танцоров с ритма и будет мешать зрителю, а использование длительной выдержки приведет к появлению «шевеленки» (смазанность изображения). В данном случае придется пойти на компромисс — увеличить ISO и как следствие можно будет уменьшить выдержку и избежать «смазанности изображения».

Для того, чтобы не быть голословным, посмотрите фотографии с одинаковой выдержкой — 30 секунд и разными значениями чувствиетльности ISO (200 и 3200).

Фотография сделана с чувствительностью ISO 200, выдержка 30 секунд.

Фотография сделана с чувствительностью ISO 3200, выдержка 30 секунд. Влияние ISO и выдержки на цифровые шумы вы можете посмотреть в конце статьи.

Цифровой шум. Способы борьбы с цифровым шумом.

Борьбу с цифровым шумом можно разделить на два этапа: борьба с шумом на уровне возникновения и устранение цифрового шума (более профессиональный термин — подавление цифрового шума) на готовом изображении. Борьба с цифровым шумом на этапе возникновения.

  • Уменьшение чувствительности фотосенсора — уменьшение ISO.
  • Уменьшение выдержки.
  • Применение светосильной оптики — диафрагму объектива можно открыть шире и, как следствие, можно сделать короче выдержку и уменьшить ISO.
  • Применение дополнительного освещения (вспышка) при фотографировании. Применение вспышки позволит улучить освещенность и, как следствие, уменьшить выдержку и ISO.
  • Включить «шумоподав» на фотоаппарате. По умолчанию на большей части фотоаппаратов включен режим шумоподавления на высоких ISO и длинных выдержках. Режимы цифрового шумоподавления хороши для тех людей, которые не заморачиваются на обработке фотографий, но для микростокера это не приемлемо. Встроенные в фотоаппарат функции шумоподавления очень просты и без доли стеснения безвозвратно удаляют мелкие детали изображения с вашего снимка, поэтому встроенный «шумоподав» лучше отключить, а удаление цифровых шумов делать в специально предназначенных для этого программах, в них этот процесс более контролируем.
  • Фотосъемка в формате RAW. При фотосъемке в этом формате у фотографа больше возможностей по редактированию снимка в графических редакторах, так как RAW формат содержит больше информации о снимке, чем JPG, следовательно, и шансов на получение качественного снимка больше.

Об устранении цифрового шума на этапе его возникновения мы поговорили, теперь давайте перейдем к подавлению цифрового шума в специальных программах.

Программы для подавления цифровых шумов.

На сегодняшний день существует большое количество способов подавления шумов в графических редакторах. Написано много плагинов и программ для решения этой проблемы. Во многих редакторах имеются встроенные возможности подавления  шумов. В этой статье я не буду углубляться в программы подавления цифровых шумов, а лишь приведу несколько способов и программ.

Подавление цифрового шума.

  • Подавление цифровых шумов встроенными средствами Adobe photoshop и Adobe photoshop lightroom.
  • Использование «экшенов» (actions) к Adobe photoshop для устранения цифровых шумов. Экшены — специальные макросы, в которых записана определенная последовательность действий на основе стандартных функций Photoshop.
  • Плагины и отдельные специализированные программы  для подавления цифровых шумов: Noise Ninja, Akvis Noise Buster, Topaz DeNoise, Neat Image, Grain Surgery, также возможности шумоподавления есть и в конвертере RAW файлов — Adobe Camera Raw, этот список можно продолжать и дальше )))
  • Уменьшение разрешения снимка в постобработке — один из способов борьбы с цифровыми шумами. Операция уменьшения  разрешения снимка называется recize или ресайз. Фактически, после ресайза величина шума остается прежней, но в силу меньшего размера изображения цифровой шум становиться менее заметным.
Влияние чувствительности ISO и выдержки на цифровой шум.ISO 200Выдержка 1/30 секундыВыдержка 8 секундВыдержка 30 секундДавайте изменим чувствительность ISO на 800 и посмотрим как это повлияет на цифровой шум.ISO 800Выдержка 1/30 секундыВыдержка 8 секундВыдержка 30 секундДавайте изменим чувствительность ISO на 3200 и посмотрим как это повлияет на цифровой шум.ISO 3200Выдержка 1/30 секундыВыдержка 8 секундВыдержка 30 секунд

Даже не смотря на то, что изображения не в оригинале, а в сжатом JPG видно, что цифровой шум значительно увеличивается при увеличении ISO и выдержки. При сжатии файлов в JPG также появляется цифровой шум (артефакты сжатия).  Электроника развивается очень быстро, быть может, когда-нибудь цифровой шум удастся победить, будь то программный алгоритм подавления шумов или абсолютно «бесшумная» матрица фотоаппарата.

zen.yandex.ru

Стандарты качества в стоковой фотографии. Часть 4: Шумы

При неблагоприятном освещении фотографы повышают светочувствительность ISO, чтобы уловить больше света. Например, предположим, вы фотографируете с рук на улице объективом tele 400мм при диафрагме f/8 или f/10. Для правильной экспозиции потребуется короткая выдержка. Однако для правильной экспозиции не всегда возможно использовать желаемую выдержку 1/800 или 1/1000 при светочувствительности ISO 100. Итак, приходится повышать ISO, чтобы уловить достаточно света.

Увеличение значения ISO увеличивает количество электричества, проходящего через сенсор фотоаппарата, позволяя ему воспринимать больше света. Но от этого сенсор больше нагревается. Именно это повышение температуры сенсора вызывает искажение цветов пикселя, или цифровой шум. Искаженные цвета пикселей проявляются как пестрые точки в более темных частях снимка. Чем выше светочувствительность ISO, тем больше нагревается сенсор, и тем выше возможный уровень шума.

Шум может также появиться и при обработке фотографий. Редактирование кривых и контраста недоэкспонированного снимка может привести к появлению шума даже при использовании низкой ISO.

Определенное количество шума снимку не вредит. Если речь идет о незначительной зернистости, шум необязательно считается серьезной технической ошибкой.

Искажение цветов пикселя

Шум становится серьезной проблемой, когда цвета пикселя сильно искажены. Такой шум затрудняет работу со снимком, особенно если его требуется репродуцировать и печатать. Нежелательная цветовая гамма сильного шума наносит серьезный ущерб офсетной печати.

Примеры неприемлемого шума:

Данные снимки – яркие примеры неприемлемого шума. Для наглядности мы взяли фотографии с утрированным уровнем шума. Как вы заметили, речь идет не просто о зернистости или пестрых точках, цвета на снимке сильно искажены. Именно это искажение цветов – признак сильного, неприемлемого шума. Хотя и меньшее количество шума может испортить снимок, теперь вы имеете представление об искажении цветов, о котором идет речь.

По мере развития технологии цифровых фотоаппаратов и программного обеспечения (RAW-конвертеров, например), шум становится все менее острой проблемой.

  • Не бойтесь увеличивать ISO для получения правильной выдержки. Выдержка – это ваша основная задача. Стандартный современный фотоаппарат без проблем воспроизведет уличный дневной свет при ISO 400.

  • Если все же на вашем снимке присутствует шум, хорошенько рассмотрите фотографию в 100 процентом масштабе, чтобы решить, требуется ли устранить шум, можно ли его обработать или просто оставить, как есть.

Устранение шума: шумоподавление

Шум можно устранить. Однако необходимо быть очень осторожным. Существует множество программ и дополнений к графическим редакторам, которые позволяют устранить шум или снизить его уровень, но при неосторожном использовании они могут нанести намного больший ущерб снимку, чем сам шум.

Программы для шумоподавления могут серьезно повредить детали снимка. Если вы плохо знакомы с работой подобной программы, вы можете испортить фотографию, сделав ее еще хуже, чем до редактирования. Неумелое снижение шума на этом снимке привело к потере контуров, сделав снимок размытым, «пластиковым» и нечетким.

Большинство RAW-конвертеров включают приложения для снижения шума, которые, как правило, дают лучшие результаты. Снимайте в RAW-формате и подходите к подавлению шума с осторожностью.

Вот пример снимка, сделанного при ISO 2500, с высоким уровнем шума:

Если вы решили попытаться устранить шум с помощью RAW-редактора, существуют два основных способа:

Снижениеяркостногошума (Luminance Noise Reduction):

При снижении яркостного шума мы устраняем острые вариации яркости. Этот способ может быть достаточно радикальным. Например, в случае снимка, показанного ранее, снижение яркостного шума привело к потере деталей и структуры изображения.

Снижениецветовогошума (Chrominance Noise-Reduction):

При снижении цветового шума мы устраняем острые вариации цвета. Этот способ значительно мягче. В то время как снижение яркостного шума приводит к слишком размытому изображению, снижение цветового шума дает более зернистый эффект. Хотя в данном случае этот способ не позволил полностью устранить изначальное искажение цвета, оставив зернистые пятна на снимке.

В последнем снимке мы использовали оба способа, чтобы мягко снизить уровень шума, в то же время сохраняя детали и четкость.

И не забывайте, что всегда можно просто уменьшить разрешение изображения. Это поможет снизить уровень шума, а использовать максимальное количество пикселей, которое дает ваш фотоаппарат, не всегда необходимо.

Обработка шума: черно-белое изображение

Как мы уже говорили ранее, самый большой вред, который шум наносит снимку – это мелкие цветные пятнышки, те самые зеленые и фиолетовые точки. Это искажение цветов может сделать изображение непригодным для коммерческого использования или офсетной печати. Займы на карту за 5 минут. Выдаем всем! ZAYMOBOT.COM 1000 — 100.000 рублей. 0% на первый займ! Возврат любым удобным способом в течении 30 дней!

Для черно-белой фотографии шум не представляет собой такую большую проблему. Поэтому снимок, испорченный высоким уровнем шума, можно спасти, конвертировав его в черно-белый. Более того, если вы фотографируете при плохом освещении и предполагаете, что на фотографии будет много шума, делайте черно-белый снимок.

Это 100% масштаб фотографии неба, сделанной матрицей 10мп. После конвертации фотографии в черно-белый пейзаж с помощью программы NIK на изображении появилась зернистость как на старых пленочных фотографиях, которая, однако, не портит снимок, а придает ему выразительность. Это неплохая фотография.

Обработка шума: зернистость

Шум и зернистость – не одно и то же. Когда мы говорим о зернистости, мы говорим о текстуре пленочных фотографий. Вкратце, пленка содержит крошечные кристаллы солей галогенидов серебра, которые являются светочувствительным элементом. После проявки пленки эти кристаллы оставляют зернистую текстуру. В черно-белых пленках присутствуют микроскопические нити, которые оставляют реальную зернистость на бумаге. В цветных пленках помимо серебра во время проявки формируются сгустки краски. Серебро затем удаляется с пленки с помощью химикатов, оставляя только цветное изображение. Именно эти маленькие сгустки краски называют зернистостью цветной пленки, хотя, строго говоря, зернистостью они не являются.

Чем более чувствительна пленка (эквивалент более высокой ISO в цифровых фотоаппаратах), тем более крупные остатки серебра и сгустки краски, и тем чаще они образуют мелкие хаотичные скопления, становясь более заметными для невооруженного глаза.

Это 100% разворот отлично отсканированного негатива. Разрешение фотографии 8000 пикселей, достаточно для использования изображения в любых целях. Это неплохая фотография.

Зернистость – одна и эстетических особенностей пленочных фотографий. Во многих цифровых редакторах есть фильтры и опции для имитации зернистости пленки. Зернистость и цифровой шум – это не одно и то же. Хотя осторожное применение пленочной зернистости может замаскировать неравномерные цветные точки с помощью красивой, равномерной текстуры.

Четких и простых правил применения данного способа нет, основным ориентиром служит конечный результат, а если перестараться, пострадает качество изображения. Начните обработку RAW файла, работайте медленно и осторожно, и внимательно следите, когда увеличение зернистости начинает скорее вредить снимку, чем делать его лучше. Чрезмерное применение искусственной пленочной зернистости может придать снимку чересчур обработанный, неестественный вид.

Это 100% разворот очень красивой и великолепно использованной зернистости. Учитывая, что фотография была сделана матрицей 21мп, вполне уместно применение подобной однотонной зернистости, чтобы подчеркнуть настроение более художественных снимков. Это неплохая фотография.

Оставить, как есть: приемлемый шум

Если цифровой шум не искажает цвета, обладает ровной текстурой и сочетается с общей композицией снимка, создавая красивое изображение, его не обязательно устранять, он может даже выглядеть красиво. Если у шума равномерная красивая текстура, не стоит беспокоиться. Сохраняйте критический подход и честность. Подходите к вопросу осмотрительно, избегайте искажения цветов, но не бойтесь небольшого количества шума.

Статья написана по материалам фотобанка iStockPhoto, фотографии авторов Gremlin.

Предыдущие части:

Стандарты качества в стоковой фотографии. Часть 3: Сжатие (компрессия)

Стандарты качества в стоковой фотографии. Часть 2: Фокусировка

Стандарты качества в стоковой фотографии. Часть 1: Освещение

Последнее изменение: 11 мая 2019 в 19:08.

www.fotostoki.ru

Как избавиться от цифрового шума на фотографии

Шумы на фотоизображении – это извечная проблема, с которой сталкиваются, как начинающие любители фотографии, так  и профессионалы. Цифровой шум проявляется в виде отдельных светлых, темных или цветных точек, которые могут заполнять целые области на фотографии. Владельцы мобильных телефонов, снимающие на свои гаджеты при слабом освещении, хорошо знакомы с подобной проблемой. Впрочем, и обладатели продвинутых зеркальных камер зачастую сталкиваются с тем, что на фотоизображениях проявляются контрастные точки, которые портят общее впечатление от снимков. В этой статье мы поговорим о том, как уменьшить влияние шумов на фотографии при съемке, а также как устранить подобные мелкие дефекты изображения программными средствами.

Уменьшение шумов на фото при съемке

Нужно сразу отметить, что шумы в цифровой фотографии есть всегда и это обусловлено особенностями светочувствительной матрицы, составляющей основу любого цифрового фотоаппарата. Однако в большинстве случаев уровень шумов настолько мал, что человеческий глаз оказывается не способным разглядеть дефекты изображения. Но в некоторых ситуациях, особенно при съемке в условиях недостаточного освещения, цифровые шумы на снимке уже становятся хорошо заметными. Существует несколько способов уменьшить влияние шумов при съемке:

— Не использовать высокие значения светочувствительности ISO

Пожалуй, главной причиной возникновения шумов на фотоизображениях становится слишком высокое значение чувствительности ISO, установленное фотографом. Когда съемка происходит при слабом освещении в отсутствии вспышки, приходится повышать чувствительность матрицы, чтобы фотография получилась более светлой. Однако чрезмерное увеличение значения ISO в настройках фотоаппарата приводит к тому, что изображения становятся слишком шумными.

Влияние значения ISO можно оценить на примере, по зоне фотографии внутри красного овала (кликабельно):

Хотя производители фототехники в настоящее время упорно работают в направлении уменьшения уровня шумов для высоких значений ISO, тем не менее, не стоит бездумно использовать расширенный диапазон  светочувствительности. Лучше выбирать минимально возможное или среднее значение ISO, и только после пробных фотографий делать соответствующие выводы о необходимости повышения чувствительности матрицы. Таким образом, увеличивать значение ISO следует только тогда, когда в этом действительно существует необходимость.

В условиях недостаточного освещения старайтесь применять светосильные объективы или вспышку. Что касается оптики, то чем шире будет открыта диафрагма, тем короче можно будет сделать выдержку. Все это позволит делать более качественные фото при слабом освещении без необходимости серьезно повышать значение светочувствительности ISO и, тем самым, увеличивать риск проявления шума.

— Снимайте со штатива

Для уменьшения шумов целесообразно использовать штатив или монопод, на который можно установить цифровую камеру. Это особенно актуально для тех ситуаций, когда Вы снимаете какие-либо статические объекты в условиях низкой освещенности. Использование штатива позволит установить настройки чувствительности сенсора фотокамеры на их наименьшее значение, что, в свою очередь, снизит вероятность проявления цифрового шума на снимках. 

— Предохранение фотокамеры от перегрева

Не секрет, что цифровой шум начинает проявляться сильнее при нагреве сенсора цифровой камеры. Здесь действует простое правило – чем выше температура матрицы, тем больше шумов на фотоизображении. В этой связи старайтесь подолгу не снимать в условиях жары,  повышенной влажности и действия прямых солнечных лучей, а также не использовать без особой надобности слишком длительные выдержки.

Кроме того, учитывайте тот факт, что при использовании режима LiveView в цифровых зеркальных фотоаппаратах светочувствительная матрица работает не только во время экспонирования кадра, но и чуть дольше, что может приводить к ее дополнительному нагреву. Поэтому не стоит злоупотреблять съемкой в этом режиме, дайте сенсору своего фотоаппарата время на то, чтобы остыть.

— Съемка в RAW

Снимать предпочтительнее в формате RAW. Этот формат содержит больше информации, чем JPEG, соответственно у Вас появляется больше возможностей для получения качественного снимка. Кроме того, Вы сможете уменьшить шумы на фотоизображении уже при конвертировании RAW-файлов посредством программного обеспечения для обработки снимков.

Современные цифровые фотоаппараты оснащаются различными функциями шумоподавления, однако используемые в них программные алгоритмы далеки от совершенства и не всегда корректно подавляют шум. Зачастую использование подобной функции приводит к потере мелких деталей изображения. К тому же, если Ваш фотоаппарат уже удалил часть шумов, это может затруднить последующую обработку и доводку фотографии на компьютере.

Как удалить шум на фотографии в фотошоп

Пользуясь возможностями одного из графических редакторов, можно спокойно удалить цифровой шум с фотографии. В Adobe Photoshop эта процедура обычно выполняется через штатный фильтр Reduce Noise (через меню Filter — Noise – Reduce Noise). Перед тем, как обрабатывать снимок, необходимо открыть его в Photoshop и продублировать (Layers – Duplicatelayer). Благодаря этому в конце работы по удалению шумов Вы всегда сможете сравнить оригинал с обработанным снимком. После открытия фильтра Reduce Noise Вы начинаете работать в режиме (Basic), где будут доступны следующие параметры:

— Интенсивность или сила (Strength). Данный параметр обеспечивает уменьшение шумов светимости – чем правее Вы двигаете ползунок, тем сильнее будет ослабевать шум. Главное тут не переусердствовать, чтобы вместе с цифровым шумом с фото не исчезли различные мелкие детали.

— Сохранить детали (Preserve Details). С помощью регулирования этого ползунка Вы можете восстанавливать исчезнувшие мелкие детали фотоизображения, но при этом учтите, что на фото будет возвращаться и шум. Здесь Вам придется найти оптимальный баланс между тем, чтобы оставить мелкие детали фото и смириться с присутствием определенного уровня шума  и тем, чтобы полностью устранить шумы, смирившись с потерей некоторых деталей.

— Уменьшить шумы цветов (Reduce Color Noise). Этот параметр используется для устранения цветных пятен с фото.

— Детали резкости (Sharpen Details). С помощью данной опции можно попытаться восстановить резкость фотоизображения, которая, естественно, ухудшается с уменьшением цифрового шума.

Поэкспериментируйте с настройками, после чего переходите к дополнительному режиму этого же фильтра (Advanced). Тут Вы можете уменьшить шум в отдельно взятом канале благодаря вкладке «На канал» (Per Channel). Для каждого канала доступно изменение все тех же вышеупомянутых параметров «Интенсивность» и «Сохранить детали».

Подберите оптимальные настройки фильтра для конкретного фотоизображения. Если Вам необходимо избавиться от так называемого яркостного шума, то есть от небольших элементов на фото, имеющих различия в яркости, то можно начать со следующих установок: Интенсивность – 9 — 10, Сохранение деталей – 3 — 6%. В случае же если Вы имеете дело с хроматическим шумом (наличием цветных пятен на фотографии), то можно установить следующее значение Reduce Color Noise – 70 – 100%.

В заключении стоит отметить, что степень проблемы цифрового шума на фотоизображениях зачастую преувеличивается самими фотографами, которые просто не желают видеть каких-либо «дефектов» на своих снимках. Однако нужно помнить о том, что рассматривая снимок в 100-процентном масштабе на мониторе компьютера, Вы будете видеть шумы несколько раз большие по площади, чем на той же фотографии, размещенной, например, в онлайновом фотоальбоме. Вдобавок к этому, каких-либо универсальных  алгоритмов удаления шума в настоящее время не существует. Это значит, что подавление шума или его устранение программными средствами так или иначе приводит к частичной потере мелких деталей, ухудшению точности цветопередачи и резкости фотографии. Поэтому не нужно стремиться к тому, чтобы всегда полностью удалять шум на своих фотоизображениях, в большинстве случаев будет достаточно и его простого уменьшения до приемлемого уровня. Хотя если Вы планируете заниматься коммерческой или стоковой фотографией, то Вам придется более строго относиться к технической стороне снимков и подобным мелким дефектам фотоизображений.

www.fotokomok.ru

Цифровой шум. Цифровой шум – что это такое? Способы борьбы с цифровым шумом.

Цифровой шум – это дефект фотографии, вносимый фото сенсором цифрового фотоаппарата. Цифровой шум проявляется в виде хаотично расположенных точек различных по яркости и цвету. Особенно он заметен на однотонных поверхностях – небо, кожа, участки теней. Цифровой шум придает фотографии неестественный вид – изображение будто присыпано песком.

Цифровой шум.

С момента появления фотографии уже прошло более сотни лет, а вопрос получения качественного фото остается актуальным и по сей день. Честно сказать, это один из самых главных вопросов фотографии. Если проводить аналогию с пленочной фотографией, то аналогом цифрового шума будет зернистость пленки. Во времена пленочных фотоаппаратов фотограф мог бороться с зернистостью только двумя способами – использовать мелкозернистые пленки с низкой светочувствительностью (низким ISO) или специальными проявителями, разработанными для уменьшения этого явления. Вернемся в наш век – к цифровым фотоаппаратам. Если не вдаваться в термины, то цифровой шум – это детали изображения, выглядящие так, как не должны выглядеть. Это мелкие элементы изображения (частицы / точки), которые выглядят как светлые, темные или цветные точки. Цифровой шум отвлекает зрителя от фотографии, придает неестественный вид изображению и, в целом, портит впечатление от снимка, даже если на нем изображено что-то уникальное и достаточно редкое. Каким бывает цифровой шум?

  • Постоянный цифровой шум.
  • Случайный цифровой шум.

Постоянный цифровой шум проявляется одинаково на всех фотографиях (для конкретного фотоаппарата конечно) и связан с “горячими” и “битыми” пикселями. На месте битых пикселей постоянно горят светлые или темные точки. Горячие пиксели проявляются при длительных выдержках, когда фотосенсор сильно нагревается. Проявляться горячие пиксели могут в виде цветных точек, расположенных на одном и том же месте от кадра к кадру. Для того, чтобы узнать сколько горячих пикселей и в каких местах матрицы вашей фотокамеры они расположены проведите следующий опыт:

Закройте крышку фотоаппарата, выберите максимальное значение чувствительности ISO, выставьте выдержку 30 секунд, отключите встроенный шумоподав  и вы все увидите.

Ниже на фотографии вы можете посмотреть горячие пиксели моей фотокамеры Nikon D90.

Цифровой шум на фотографии. Горячие пиксели.

Фотография сделана с ISO 3200, выдержка 30 секунд, объектив камеры был закрыт крышкой. Случайный цифровой шум выглядит как точки произвольного цвета, хаотично разбросанные по всему кадру. Данный вид шума хорошо заметен на однотонных поверхностях (небо, кожа, тени). На рисунке ниже вы как раз можете увидеть случайный цифровой шум.

Цифровой шум на изображение

Еще один способ делений цифровых шумов на категории:

  • Яркостный цифровой шум (luminance noice).
  • Хроматический цифровой шум (chrominance noice).

Яркостный цифровой шум (luminance noice)  проявляется на изображении в виде маленьких темных точек (или пятен) и зачастую напоминает зерно обычной фотопленки. Хроматический цифровой шум (chrominance noice)  на изображении проявляется в виде маленьких пятен (точек) другого цвета, отличается от цвета той области, где такой шум проявляется (именно поэтому он очень хорошо виден). Хроматический цифровой шум сильно бросается в глаза и неприятен для восприятия.

Факторы влияющие на уровень цифрового шума.

  1. Физический размер фотосенсора и его разрешение. Чем меньше физический размер (габариты) фотосенсора и больше его разрешение, тем выше уровень шумов для данной матрицы – не нужно гнаться за мегапикселями. Данное утверждение актуально при неизменной технологии изготовления фотосенсоров. Электроника шагает вперед семимильными шагами. Производители поддерживают “шумность” матрицы на одном уровне, а мегапиксели год от года увеличиваются.
  2. Чувствиетльность фотосенсора (чувствительность ISO ). Фактически чувствительность фотосенсора постоянна, меняется только коэффициент усиления сигнала. Чем выше ISO, тем больше цифрового шума вы увидите на фотоснимке (при  усилении сигнала возникает больше искажений). Современные фотоаппараты обычно сами выставляют ISO, и в режиме Auto это значение колеблется в диапазоне 50-150 ISO для компактных камер. В компактах может вообще отсутствовать возможность ручного выбора чувствительности ISO – электроника сама решит, что лучше =). В зеркальных камерах диапазон  ISO шире и а автоматическом режиме может быть от 100-400 ISO, для дорогих “зеркалок” диапазон ISO с приемлемым уровнем цифровых шумов естественно выше.
  3. Выдержка или время экспонирования кадра. Уровень цифровых шумов сильно зависит от температуры фотосенсора, чем температура выше, тем выше уровень шума на изображении. При серийной съемке температура матрицы повышается, поэтому последний кадр из серии будет самым “шумным”. Чем короче выдержка, тем меньше цифровых шумов. При длительной выдержке (1 секунда и более) уровень цифровых шумов возрастает. Здесь нужно понимать, что не во всех случаях можно установить короткую выдержку. Например: Фотосъемка танцев в темном помещении. Использовать дополнительное освещение (вспышку) нельзя, так как это может сбить танцоров с ритма и будет мешать зрителю, а использование длительной выдержки приведет к появлению “шевеленки” (смазанность изображения). В данном случае придется пойти на компромисс – увеличить ISO и как следствие можно будет уменьшить выдержку и избежать “смазанности изображения”.

Для того, чтобы не быть голословным, посмотрите фотографии с одинаковой выдержкой – 30 секунд и разными значениями чувствиетльности ISO (200 и 3200).

Фотография сделана с чувствительностью ISO 200, выдержка 30 секунд.

Фотография сделана с чувствительностью ISO 3200, выдержка 30 секунд. Влияние ISO и выдержки на цифровые шумы вы можете посмотреть в конце статьи.

Цифровой шум. Способы борьбы с цифровым шумом.

Борьбу с цифровым шумом можно разделить на два этапа: борьба с шумом на уровне возникновения и устранение цифрового шума (более профессиональный термин – подавление цифрового шума) на готовом изображении. Борьба с цифровым шумом на этапе возникновения.

  1. Уменьшение чувствительности фотосенсора – уменьшение ISO.
  2. Уменьшение выдержки.
  3. Применение светосильной оптики – диафрагму объектива можно открыть шире и, как следствие, можно сделать короче выдержку и уменьшить ISO.
  4. Применение дополнительного освещения (вспышка) при фотографировании. Применение вспышки позволит улучить освещенность и, как следствие, уменьшить выдержку и ISO.
  5. Включить “шумоподав” на фотоаппарате. По умолчанию на большей части фотоаппаратов включен режим шумоподавления на высоких ISO и длинных выдержках. Режимы цифрового шумоподавления хороши для тех людей, которые не заморачиваются на обработке фотографий, но для микростокера это не приемлемо. Встроенные в фотоаппарат функции шумоподавления очень просты и без доли стеснения безвозвратно удаляют мелкие детали изображения с вашего снимка, поэтому встроенный “шумоподав” лучше отключить, а удаление цифровых шумов делать в специально предназначенных для этого программах, в них этот процесс более контролируем.
  6. Фотосъемка в формате RAW. При фотосъемке в этом формате у фотографа больше возможностей по редактированию снимка в графических редакторах, так как RAW формат содержит больше информации о снимке, чем JPG, следовательно, и шансов на получение качественного снимка больше.

Об устранении цифрового шума на этапе его возникновения мы поговорили, теперь давайте перейдем к подавлению цифрового шума в специальных программах.

Программы для подавления цифровых шумов.

На сегодняшний день существует большое количество способов подавления шумов в графических редакторах. Написано много плагинов и программ для решения этой проблемы. Во многих редакторах имеются встроенные возможности подавления  шумов. В этой статье я не буду углубляться в программы подавления цифровых шумов, а лишь приведу несколько способов и программ.

Подавление цифрового шума.
  1. Подавление цифровых шумов встроенными средствами Adobe photoshop и Adobe photoshop lightroom.
  2. Использование “экшенов” (actions) к Adobe photoshop для устранения цифровых шумов. Экшены – специальные макросы, в которых записана определенная последовательность действий на основе стандартных функций Photoshop.
  3. Плагины и отдельные специализированные программы  для подавления цифровых шумов: Noise Ninja, Akvis Noise Buster, Topaz DeNoise, Neat Image, Grain Surgery, также возможности шумоподавления есть и в конвертере RAW файлов – Adobe Camera Raw, этот список можно продолжать и дальше )))
  4. Уменьшение разрешения снимка в постобработке – один из способов борьбы с цифровыми шумами. Операция уменьшения  разрешения снимка называется recize или ресайз. Фактически, после ресайза величина шума остается прежней, но в силу меньшего размера изображения цифровой шум становиться менее заметным.
Влияние чувствительности ISO и выдержки на цифровой шум.
ISO 200
Выдержка 1/30 секунды
Выдержка 8 секунд
Выдержка 30 секунд
Давайте изменим чувствительность ISO на 800 и посмотрим как это повлияет на цифровой шум.
ISO 800
Выдержка 1/30 секунды
Выдержка 8 секунд
Выдержка 30 секунд
Давайте изменим чувствительность ISO на 3200 и посмотрим как это повлияет на цифровой шум.
ISO 3200
Выдержка 1/30 секунды
Выдержка 8 секунд
Выдержка 30 секунд

Даже не смотря на то, что изображения не в оригинале, а в сжатом JPG видно, что цифровой шум значительно увеличивается при увеличении ISO и выдержки. При сжатии файлов в JPG также появляется цифровой шум (артефакты сжатия).  Электроника развивается очень быстро, быть может, когда-нибудь цифровой шум удастся победить, будь то программный алгоритм подавления шумов или абсолютно “бесшумная” матрица фотоаппарата.

Если вам встретились незнакомые термины – загляните в словарь фотографа, прочитайте  о том как можно заработать на собственных фотографиях в статье “Заработай на хобби! Самые прибыльные темы на микростоках (фотобанках)!“, узнай о программах для калибровки монитора в домашних условиях, список самых прибыльных фотобанков вы можете увидеть в статье “Микростоки. 10 самых популярынх микростоков!”

Поставь обработку фотографий на автопилот, за счет новых навыков из тренинга “Adobe Lightroom — это просто, как 1,2,3”

Добейся личного и профессионального успеха за счет тренинга “Трамплин к успеху“

lepser.ru

10 приёмов, чтоб уменьшить шум на фото

Фотостоки в своих требованиях к изображениям отдельным и неоспоримым пунктом указывают: отсутствие шума.

Присутствие шума на фотографии можно уменьшить ещё на этапе съёмки, а затем на этапе обработки.

Уменьшаем шум на этапе съёмки

Приём 1. Съёмка в RAW. RAW-файлы содержат больше информации, чем JPEG. Он не подвергаются компрессии, которая добавляет шумов и артефактов.

Приём 2. Низкое ISO. ISO означает чувствительность плёнки/матрицы к свету. Чем ниже чувствительность, тем больше нужно экспонировать кадр, чтобы получить фото с нужным уровнем яркости. Высокие ISO снижают время экспозиции и позволяют затянуть диафрагму. Но при этом высокое ISO создаёт в кадре эффект зернистости или равномерно рассыпанного вулканического (чёрного) «песка».

Приём 3. Expose to the right (ETTR) – или  «экспонируй вправо». То есть если на этапе съёмки нужно слегка переэкспонировать фото на 0.5-1 стопа так, чтобы приэтом гистограмма не «вылетела» и не привела к выбитым участкам на финальной фотографии. Например, на рисунке ниже показано схематично, как может выглядеть гистограмма при экспонировании вправо (фрагмент справа) по сравнению с гистограммой нормальной экспозиции (фрагмент слева). Впоследствии, лёгкую переэкспозицю можно компенсировать при проявке RAW, в который мы настоятельно рекомендуем снимать.

Почему ETTR приводит к меньшему шуму? Рассмотрим два градиента ниже. Мы думаем, что яркости регистрируются равным количеством бит в цифровом файле, как на верхнем градиенте. А на самом деле каждый стоп регистрирует вдвое меньше света, чем предыдущий, значит, и количество бит этот тоновый диапазон использует в два раза меньше. Поэтому в реальности диаграмма тоновых диапазонов выглядит, как нижний градиент. А это значит, что при лёгком переэкспонировании мы сохраняем больше цифровой информации, которую можно использовать для «вытаскивания» нужных деталей и оттенков без привнесения шумов и артефактов.

Приём 4. Избегайте длинных экспозиций – Чем длиннее экспозиция, тем больше нагревается матрица камеры, что приводит к так называемым «горячим пикселям». Вы можете спросить, как так, ведь для ETTR экспозиция потребует более длинной выдержки. И вот тут как раз «побеждает» ETTR — шума в итоге получается меньше.

Уменьшение шума съёмкой + обработкой

Приём 5. HDR

Если мы используем «традиционный» HDR, то есть слияние трёх разных снимков одного и того же объекта при разных экспоциях, то мы получим картинку с широким динамическим диапазоном (то есть цвета не потеряются ни в тенях, ни в светах). К тому же, уровень шумов будет значительно ниже, чем у псевдо-HDR, когда из одного кадра создаются несколько фотографий с разными экспозициями, что, как уже говорилось выше, чревато созданием шумов от пост-обработки.

Приём 6. Чёрный кадр

Цифровые фотокамеры содержат миллионы фотоэлементов, «рисующих» пиксели. И, к сожалению, эти фотоэлементы иногда ведут себя неадекватно во время длинных экспозиций. Результатом их неадекватного поведения являются так называемые «горячие пиксели», которые проявляюся в виде белых точек в тёмных областях фотографии. Для уменьшения данного эффекта современные камеры содержат функции шумоподавления, суть которых заключается в том, чтобы сделать абсолютно чёрный кадр с той же выдержкой, что и исходная картинка. Этот чёрный кадр выявляет горячие пиксели и способствует их удалению, например, посредством интерполяции цвета соседних пикселей.

Если камера не поддерживает эту функцию или мы не хотим её использовать, то чёрный кадр можно создать вручную, а потом использовать его для устранения горячих пикселей в фотошопе (через каналы и маски).

Как снять и использовать чёрный кадр

Снимите сначала кадр, который вам необходим. Затем закройте объектив и снимите кадр с теми же установками, что и предыдущий снимок. Для этого, скорее всего, понадобится сфокусироваться в ручном режиме.

Теперь у вас имеется черный кадр, который можно использовать для обработки серии снимков. Можно, например, записать Action, который будет делать следующее:

  1. Открываем снимок, на котором хотим устранить горячие пиксели. Делаем его копию. Копию аккуратно размываем по Гауссу со значением 5. Таким образом мы закрашиваем горячие пиксели цветом близлежащих к ним пикселей.
  2. Создаём ещё один слой, в котором помещаем чёрный кадр. Из этого слоя мы будем делать маску. Для этого перейдём в каналы. Выбираем канал, где горячие пикселы наиболее контрастны (белые на чёрном). Выбираем его и в нижней панельке каналов выбираем «Загрузить канал как выделение» (Ctrl+щелчок по каналу).
  3. Удаляем чёрный кадр. На картинке, размытой по Гауссу, будут выделены закрашенные горячие пиксели. В нижней панельке слоёв щёлкаем по «Добавить маску уровня». Сливаем все слои и радуемся результату.

Приём 7. Стэкинг

Иногда даже использование ISO 100 и ETTR не даёт совершенно бесшумной картинки. И даже в таких случаях можно уменьшить шум. Для этого нужно 10-20 совершенно идентичных кадров (со штатива и при одном и том же освещении). И затем их нужно смешать в фотошопе при помощи функции Median (File->Scripts->Statistics->Median). Эта функция усреднит значения пикселей с одинаковыми координатами, а значит, если там был шум, то есть аномальные пиксели, то они будут замещены нормальными пикселями, которые статистически получатся на большинстве кадров.

Уменьшаем шум на этапе обработки

Приём 8. Встроенный фильтр в фотошопе

Фильтр уменьшения шума, встроенный в фотошоп, реагирует на дви типа шума: хроматический (цветовой) и яркостный (световой). Цветовой шум — это случайная вариация цвета пикселя, характерен для картинок, снятых при высоком ИСО, и представляет собой множество разноцветных крапинок. Этот шум не является большой проблемой, потому что его удаление не сильно повреждает мелкие детали снимка. Яркостный же шум — штука неприятная, потому что является случайной вариацией яркости пикселей. Удаление яркостного шума неизбежно приводит к уничтожению мелких деталей картины. Что лучше: шум или размытые мелкие детали? Ответ, как всегда, где-то посередине.

Стандартные настройки

В стандартных настройка мы видим четыре основных параметра:

  1. Степень шумо-давления(Strength). Именно этот параметр отвечает за удаление сложного яркостного шума. Как показывает практика, оптимальные значения данного параметра — это 7-8. Если меньше — результат будет неудовлетворительным, больше — всё замылится.
  2. Степень сохранения деталей (Preserve Details). При удалении шумов теряется резкость мелких деталей. Данный параметр позволяет ограничить потерю этих деталей. Наилучший результат достигается при значениях 40-60%. Если поставить больше, удаление шумов будет неэффективно в областях с мелкими деталями.
  3. Степень подавления цветных шумов (Reduce Color Noise). Чем выше данное значение, тем менее насыщенен цвет. Значение по вкусу. Мы в данном случае выбрали 25%.
  4. Увеличение резкости изображения (Sharpen Details). Данный параметр возвращает резкость потерянным деталям за счёт усиления контрастности контуров. Ни в коем случае не злоупотребляйте данным параметров, иначе контуры будут выглядеть неестественно и опять «вылезут» шумы.

В стандартных настройках есть ещё чек-бокс Удалить JPEG артефакты (Remove JPEG Artefacts), который во включенном состоянии сглаживает различные артефакты JPEG-компрессии. Но нормальные герои всегда идут в обход микростокеры обрабатывают файлы без компрессии, то есть в 16-битном TIFF. Поэтому им этот чек-бокс не нужен. Но если очень любопытно, попробуйте включить его и посмотреть, как фотошоп пытается из несжатого файло удалить последствяи компрессии.

Продвинутые настройки

В продвинутых настройках мы имеем возможность посмотреть шумность картинки по каналам: синий (Blue), красный (Red), зелёный (Green). Обычно один из каналов шумнее других. В нём мы и пытаемся достигнуть компромис между двумя параметрами: интенсивность шумоподавления (Strength) и сохранение деталей (Preserve Details).

В данном случае нам удалось уменьшить шум (Strength=10), сохранив детали в ветвях деревьев (Preserve Details = 50%).

Приём 9. Плагины для фотошопа

Фильтр Reduce Noise несомненно является одним из лидеров в данной области. Однако, несмотря на это, на рынке существуют и другие продукты, которые могут быть использованы, как stand-alone инструменты, а могут быть интегрированы в фотошоп, как плагины. К ним относятся Neat Image, Noise Ninja, Nik Multimedia Dfine, Digital GEM и другие.

Мы выбрали Neat Image для сравнения с Reduce Noise. Одним из преимуществ Neat Image является наличие профилей. Профили зависят от модели фотокамеры и предназначены для более эффективного шумаподавления. Профили можно скачать с сайта Neat Image.

Интерфейс

Первая страница интерфейса, Device Noise Profile, используется для анализа картинки и построения шумоподавляющего профиля (рис. сверху). Затем этот профиль применяется (рис. снизу).

  1. Автопрофиль (Auto profile) — автоматически выделяется участок с минимальным количеством шумов и на основании его создаёт профиль шумоподавления.
  2. Коррекция профиля (Fine tune) используется, когда профиль создаётся не автоматически, а загружается из сохранённого профиля, созданного, например, для другого фото.
  3. Уровни шума (Noise levels) являются отправной точкой для полученного профиля. Если вам кажется, что профиль построен некорректно, то можете переставить эти рычажки по своему вкусу.
  4. Шумоподавление (Noise reduction amount) отвечает за устранение шумных «пятен». Вы можете выбрать, устранять ли большие, средние и мелкие шумы на 100% или частично.
  5. Здесь Y — подавление яркостных шумов, а Cr и Cb — подавление цветовых шумов. Вы можете уменбшить данные значения (особенно Y), если автоматическое шумоподавление уничтожает слишком много деталей.
  6. Повышение резкости (Sharpening settings) является антиподом шумоподавления. Чтобы управлять им, отметьте галочкой Y, Cr или Cb.
  7. Просмотр результата — выделите мышкой область, в которой вы хотите посмотреть эффект от шумоподавления.

Photoshop или Neat Image?

А теперь сравним результат работы рассмотренных выше инструментов. Фильтр Reduce Noise отлично постарался, но результат Neat Imag‘а получился качественнее. А всё дело в том, что фильтр удляет шум эффективно, если параметр интенсивности выставить большим. При этом происходит потеря деталей. Neat Image более сложен в использовании (хотя автоматические настройки прекрасно справляются, так что сложность сводится к минимуму), но результат его работы более сбалансирован: шумы хорошо подчищены, а детали сохранены. Это легко заметить на фрагментах ниже:

Фрагмент исходной картинки

Фрагмент результата фильтра Reduce Noise

Фрагмент результата плагина Neat Image

Приём 10. Уменьшение шумов при проявке RAW в Adobe Camera RAW

Шум можно уменьшить ещё на этапе проявки RAW-файла. Например, Adobe Camera RAW содержит специальную вкладку Detail, на которой можно выставить параметры для яркостного (Luminance) и цветового (Color) шума. Как и в случае с фильтром Reduce Noise, в первую очередь нужно уменьшить цветовой шум. Если повезёт, то этого окажется достаточно и детали картинки не потеряются. Однако, в большинстве случаев приходится уменьшать и яркостный шум. Тут следует заметить, что при уменьшении шума на этапе проявки деталей теряется меньше, чем при применении фильтров и плагинов. Но, с другой стороны, и шум убирается не так аккуратно.

Обращаю ваше внимание, что на вкладке Detail присутствует и опция повышения резкости (Sharpening). Я рекомендую выставить этот параметр в ноль, поскольку повышение резкости

  • добавляет шумов;
  • должно выполняться в последнюю очередь при помощи фильтра High Pass;
  • может предшествоваться рядом операций по цветокоррекции;

В этом месте отвлекусь на лирическое отступление: типовой микростоковый workflow по обработке фотографии состоит из следующих этапов:

  1. проявка в 16-тибитный TIFF, Adobe RGB;
  2. цветокоррекция;
  3. шумоподавление;
  4. ресайз на уменьшение (опционально);
  5. повышение резкости;
  6. sRGB;
  7. ключевые слова;
  8. 8 бит и JPEG с максимальным качеством.

Как вы видите, шумоподавление на этапе проявки должно проводиться лишь в том случае, если фотография сделана идеальна с точки зрения баланса белого, экспозиции и цвета. В противном же случае рекомендуется прибегать к фильтру Reduce Noise или даже лучше к плагинам.

comments powered by HyperComments Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

fotobanki2.com


Смотрите также