Можно ли пользоваться в школе электронными учебниками


Ситуация по России: электронные учебники в школах

С 1 сентября в школах внедряются электронные учебники (один из основных поставщиков — издательство «Просвещение»). Это не просто оцифрованный бумажный учебник, а интерактивное издание: с видеороликами, возможностью комментирования, ссылками на внешние ресурсы и так далее.

Логично, что для реализации этих проектов и школьники, и педагоги должны быть обеспечены соответствующей техникой.

На сайте Просвещения есть требования для устройств:- Электронные учебники работают на ПК, ноутбуках и планшетных компьютерах под управлением операционных систем Windows 7 и 8.1, Android 4.4 и выше, iOS 7 и выше.- Наличие подключения к сети Интернет для первоначальной установки учебников.- Диагональ экрана устройства от 10.1” (1280x800 точек) и больше.- Наличие свободной памяти на устройстве от 3 Гб для комплекта из 10 учебников.Таким образом, нужен полноценный компьютер-планшет.

Учитывая такие тенденции, мы и решили провести опрос. Родители вскоре столкнутся с необходимостью приобретать планшеты, чтобы дети могли пользоваться электронными учебниками на уроках. В школах организовывают специальные уроки для педагогов, чтобы объяснить, как лучше интегрировать электронные учебники и планшеты в учебный процесс. Нам стало любопытно, как к этому относятся педагоги, родители, дети.

— Наталья Жаркихкуратор проекта «Смотри и учись!» от Дневник.ру

Beeline, предполагая выйти на рынок поставок 3G-планшетов для образовательных учреждений, и Дневник.ру как площадка для проведения масштабного опроса запустили спецпроект «Смотри и учись!». Задачи проекта — рассказать пользователям о наиболее эффективном использовании планшетов в учебе, поделиться советами и полезными материалами, обсудить вопросы безопасного поведения в интернете. А для чистоты эксперимента проводился тест-драйв планшетов для учебы, участниками которого стали школьники с 8-17 лет.

Дневник.ру перед запуском проекта провёл опрос среди своих пользователей, чтобы разузнать обстановку в российских школах, отношение родителей, педагогов и учителей к будущему внедрению мобильных устройств в образование. В опросе приняли участие более 300 учителей, 19 218 родителей, 36 313 учеников из 85 регионов РФ.

Только треть родителей видит плюсы во внедрении электронных учебников.

А учителя более оптимистичны: около 80% думают, что хотя бы хуже не станет.

В ходе опроса удалось выяснить, что в настоящее время использование планшетов в российских школах скорее редкость: 81% учителей, 90% родителей и 88% учеников признались, что пока подобных уроков в их школах нет. В то же время многие образовательные учреждения уже начали использовать электронные учебники, а значит, постепенно уроков с использованием планшетов будет становиться больше. В конце концов, всего несколько лет назад большинство с недоверием относилось к электронным дневникам и журналам, а сегодня они стали вполне привычным делом.

Среди опрошенных учеников уверенное большинство с одобрением относится к внедрению планшетов в учебный процесс (76%), их поддерживает 48% респондентов-учителей и чуть меньше родителей (32%). Сомнения взрослых можно понять: педагоги считают, что у детей появится дополнительный отвлекающий фактор, что отметили 48% респондентов.

В целом родительская аудитория с интересом относится к внедрению планшетов в образовательный процесс, но ещё не торопится делать выводы о пользе или вреде этой тенденции. Интересно отметить, что все группы респондентов отметили преимущества использования планшетов: удобство хранения информации, возможность проведения интерактивных уроков, доступ к библиотекам и базам знаний, возможности для творчества и, конечно, легкий портфель. Электронный учебник вместо бумажной книги выбрали 59% учеников.

В среднем 4 книги носит средний ученик в своём среднем портфеле.

На  форуме проекта родителей попросили поделиться советами по поводу использования планшета и других гаджетов их детьми. Как и ожидалось, разгорелась настоящая дискуссия, мнения родителей сильно разнились. Большинство мам и пап признает, что интернет и гаджеты для учебы – это необходимость, с которой нужно считаться. Такие родители предлагают формировать доверительные отношения с ребенком, объяснять об опасностях в интернете. Другая часть предпочитает строго регламентировать использование гаджетов и интернета ребенком. Для этого советуют использовать таймер или разрешать «серфить» только в выходной день. Встречаются и родители, убежденные, что интернет – от лукавого. По их мнению, необходимо «как можно больше загрузить спортом, музыкой, у кого что».

И тем не менее, у многих планшеты-таки есть.

Ребенок сидит в интернете от безделья. Нужно занять ребенка полезными делами, записать в интересные для его возраста секции и кружки. При этих обстоятельствах ребенок ходит в интернет только для учебы, добывает полезную и нужную информацию на достойных сайтах, т.к. на остальные у него просто нет времени. Тогда и ограничивать не приходится, и отношения в семье замечательные, и ребенок счастлив!)).

Конечно, остаётся вопрос: где будет добывать ребёнок знания о том, какие сайты полезны, а какие нет?

Что касается отношения к электронным учебникам, то большинство родителей всё же признают очевидное преимущество: портфель ребенка наконец станет легче на несколько килограмм, но многих смущают возможные последствия для зрения:

Это будет не очень удобно. Вы только представьте, по 5 часов в день вы будете сидеть в планшетах. Что же будет с вашими глазами? Да к тому же не многие семьи могут позволить себе это.

Насчёт доступности устройств можно сказать, что современный рынок предлагает множество устройств по приемлемой цене. А вот по поводу снижения зрения родители беспокоятся зря. Вот что говорит Наталья Жарких, куратор проекта «Смотри и учись!» от Дневник.ру:

«В настоящее время в планшетных компьютерах используется чаще всего TFT-дисплей, который относится к категории жидкокристаллических. Хоть дисплей светится сам, а не отражает свет, сам факт наличия свечения не влияет на зрение. Яркость данного дисплея всегда регулируется так, чтобы отличие изображения на данном экране от изображений на экранах с отражающей поверхностью было практически незаметно. То есть мы получаем практически лист бумаги с напечатанным текстом.Однако необходимо понимать, что для «TFT» дисплеев характерно наличие межпиксельной «сетки», то есть имеются промежутки между элементами, которые формируют изображение (данные промежутки нужны с целью осуществления электрического соединения между элементами матрицы). Чем выше разрешение, тем менее видна сетка. Само наличие сетки всё-таки приводит к напряжению глаз, но только при очень длительном использовании. Для снижения негативных последствий рекомендуется делать перерывы каждые 40 минут, а также понизить яркость экрана. В случае со школьным планшетом обе рекомендации учитываются без особого труда, ведь урок длится как раз 40-45 минут».

Пока родители вели дискуссию по поводу планшетов и интернета, организаторы конкурсным путём выбрали 5 молодых людей, которым доверили тестирование современного гаджета для учебы. Еженедельно ребята получали задание и делились своими впечатлениями. Лучший обзор планшета для учебы подготовила Жукова Мария. По мнению девушки, идеальный планшет для школьника должен быть: компактный, с удобным интерфейсом, с большим объёмом внутренней памяти (для скачивание электронных учебников, энциклопедий, словарей), быстрый; со встроенным Office, с безопасным интернетом.

В ходе тест-драйва школьники должны были выбрать и изучить приложения для учебы, научиться основам тайм-менеджмента с помощью гаджета. Кстати, следовать плану оказалось самым сложным:

Планшет давал мне напоминания, что я должна сделать в данное время. И если, честно признаться: мне показалось, что очень тяжело жить по часам. Но, правильно организовав своё время, я сэкономила для себя свободные минутки, которые провела в игре с младшим братом.

— Мария Жукова

С остальными заданиями школьники справились без особого труда. К 10-11 годам современные школьники уже вовсю пользуются электронной почтой, скачивают и читают книжки, делают фоторепортажи и монтируют их в приличный видеоряд.

Так что, кажется, дети полностью готовы к использованию мобильных устройств в образовательных целях. Это неудивительно — нынешнее поколение городских детей и не знает мира без интернета и технологий. А вот родители, школа и сама система образования пока ещё на полпути: ведь для эффективного внедрения необходимы чёткие стандарты работы с интерактивными электронными пособиями и постоянное повышение квалификации педагогов, и без того загруженных бумажной работой.

18 декабря 2015, 20:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

Можно ли пользоваться в школе электронными учебниками?

Здравствуйте,

я знаю, что в некоторых школах детям разрешают пользоваться на уроках электронными учебниками (и вроде бы даже по фгос 2015 рекомендуется пользоваться электронными учебниками?)

нам тоже очень нравиться носить в школу планшет вместо книг, очень удобно, тк до школы ребенок идет 20мин, с собой носит еще воду, перекус, спортивную форму и обувь.

все игры, интернет и тп на этом планшете заблокированы, там доступны только учебники и словарь, ребенок достает планшет только во время урока вместо учебника.

но вот проблема — в нашей сельской школе мы первые с планшетом, и столкнулись с отрицательной реакцией учителей — требуют носить именно книги, тк «закон есть закон».

чем им мешает наш планшет, не понятно. может, боятся, что другие дети тоже начнут носить планшеты, но уже с играми.

имеет ли право учитель требовать, чтобы ребенок приносил учебники именно в бумажном виде?

что может сделать учитель, если ребенок будет ходить с планшетом, несмотря на требования учителя?

мне кажется, что в будующем электронные книги будут разрешены везде, но пока новшества воспринимаются учителями в штыки (как и телефоны когда-то).

Электронный учебник — это электронная книга или планшет? Какая технология лучше подходит для такого учебника — e-ink или LCD? Можно ли использовать смартфон в качестве электронного учебника?

В статье ответы на эти и другие вопросы по внедрению электронных школьных учебников.

Электронные учебники — все только начинается

В настоящее время существует несколько версий значения словосочетания «электронный учебник» — начиная от файлов электронных версий учебных пособий и заканчивая сложными электронными устройствами, которые обновляются из централизованного источника и интерактивно взаимодействуют с учеником, включая выставление оценок, загрузку домашнего задания и другую фантастику. Время последних еще не наступило, хотя в некоторых школах в прошлых учебных годах уже были попытки по внедрению разных типов электронных учебников, правда,

результаты

позволяют сказать о том, что по причине отсутствия единой идеи и стандарта до полной интерактивности учебникам еще далеко, поэтому в рамках данной статьи электронным учебником считается электронное устройство, которое заменяет собой напечатанные школьные учебники и дополнительную литературу.

В 2016/2017 учебном году очень много детей уже использовали смартфоны больших диагоналей (5-6 дюймов), электронные книги и планшеты как некую альтернативу бумажным учебникам и оценили определенные преимущества от такой работы. Поэтому в следующем 2017/2018 учебном году многие неравнодушные родители планируют приобрести своим детям электронный учебник или смартфон, которым можно было бы заменить классические бумажные учебники и хрестоматии, чтобы не травмировать здоровье своих детей перегрузками позвоночника, но большое количество учителей в школах относятся к этой идее не слишком благосклонно, и у них есть на это свои причины:

  • Электронные учебники (в настоящее время это планшеты, электронные книги и смартфоны) отличаются от классических школьных учебников и детям трудно будет работать синхронно с классом. Действительно, электронные устройства и бумажные учебники довольно-таки сильно отличаются, но все же не настолько, чтобы это было проблемой, это подтверждают и многие дети, хотя работать на маленьких экранах действительно не очень удобно.
  • Планшеты и электронные книги имеют высокую стоимость, а на переменах всегда будут оставаться в классах (в отличие от телефонов и смартфонов) и их могут украсть. Также все знают, что бумажные учебники без последствий падают с парты на пол множество раз за свою жизнь, а электронному учебнику обычно достаточного и одного раза, к тому же они могут выйти из строя по тысяче других причин, что будет дополнительной проблемой для учителей.
  • Обычная инерционность мышления старших учителей и страх любых инноваций.

Но все же большинство учителей, особенно молодых, к идее внедрения электронных учебников относятся положительно или нейтрально, поэтому родителям остается только сделать правильный выбор. А с этим есть определенные трудности.

Сложный выбор

Надо выяснить, что должен уметь электронный школьный учебник, который мог бы стать полноценной заменой бумажных учебников:

  • Большой экран, диагональ не менее 8 дюймов. Распространенные в настоящее время 6-дюймовые устройства, особенно недорогие, показывают текст или нечетко, или слишком мелко, или приходится слишком часто скроллить страницу.
  • Разрешение не ниже 1200×800 пикселей. При меньшем разрешении теряется четкость рисунков, а текст во многих местах может быть нечитабельным.
  • Работа от батареи 6 часов или больше, учитывая старение батареи со временем. Чтобы электронный учебник не выключился в школе в ходе учебного процесса, у него должна быть мощная батарея или технология, которая позволит работать без подзарядки длительное время. Как «аварийный» вариант желательно иметь с собой внешнюю батарею любой емкости.
  • Технология цветного изображения, приближенная к бумажным учебникам, как наиболее бережливая для детских глаз.

В настоящее время на рынке нет электронного устройства, которое могло бы по разумной цене удовлетворять всем этим требованиям, поэтому вариантов электронных учебников может быть несколько. Так как большинство родителей планируют приобрести планшет или смартфон большой диагонали, то стоит заметить, что длительная работа с такими экранами не лучшим образом влияет на зрение, особенно детей, поэтому без особенного ущерба для здоровья можно использовать только электронные учебники, экран которых произведен по технологии e-ink. К сожалению, в настоящее время указанная технология не позволяет качественно воспроизводить цвета, хотя в этом направлении ведутся разработки, которые могут быть доступны на рынке уже в середине 2018 года.

В продаже есть множество устройств с экранами e-ink, которые можно использовать как электронные учебники в школе. Они могут работать неделями без подзарядки и дают минимальную нагрузку на зрение, но имеют при этом невысокую четкость изображения и отсутствие цвета, только 16 оттенков серого. Для классических произведений и некоторых учебников, где достаточно монохромного изображения и нет мелких шрифтов, использование таких устройств в качестве электронных учебников может быть идеальным, но во многих других случаях, особенно в начальных классах, без цветного изображения замена школьных учебников невозможна. Большим плюсом устройств на технологии e-ink является невозможность воспроизведения мультимедийных файлов, таким образом, электронный учебник будет именно учебником, а не обычной игровой приставкой типа планшета с десятками игр и сотнями мультимедийных «приколов» внутри.

Возможные варианты электронного учебника

1. Смешанный вариант e-ink электронного учебника

В этом варианте бумажные версии учебников и книг, в которых цвет имеет критическое значение, используются, как обычно, а в качестве электронного учебника используется электронная книга с экраном e-ink, в которую загружаются все остальные школьные учебники и дополнительная литература. В качестве электронных учебников желательно использовать электронные книги большой диагонали (например, 8-дюймовые

PocketBook InkPad 840

или больше). Использование электронных книг меньших диагоналей нежелательно, но в крайнем случае можно использовать недорогие 6-дюймовые электронные книги, например,

Digma E629

или аналогичные c разрешением не ниже 1024×758(768).

2. Полный вариант e-ink электронного учебника

В этом варианте все электронные версии учебников, книг и дополнительная литература загружены в электронную книгу с цветным экраном e-ink. Технологии производства экранов e-ink в настоящее время уже позволяют воспроизводить яркие живые цвета, но такие устройства все еще отсутствуют в продаже, к тому же ожидаемая стоимость электронных книг, которые используют такие экраны, будет очень высокой, что неприемлемо для большинства родителей. Есть смысл подождать некоторое время, так как в середине 2018 ожидается начало поставок экранов нового поколения Advanced Color ePaper (ACeP), которые очень качественно воспроизводят цвета.

3. Полный вариант LCD электронного учебника

В этом варианте все электронные версии учебников, книг и дополнительная литература загружены в планшет, обязательно с мощной батареей (более 4500 мАч) и желательно большим экраном. На экранах планшетов все цвета воспроизводятся качественно, но сама технология LCD не слишком полезна для детских глаз, к тому же мало какие планшеты большой диагонали даже с мощными батареями смогут надежно продержаться более 6 часов на одном заряде батареи, чего иногда может быть недостаточно, учитывая постепенное старение батареи.

В этом варианте может подойти, например, недорогой планшет Prestigio MultiPad Wize 3401. Естественно, что использование брендовых моделей планшетов (Samsung, Asus, Apple и т.д.) предпочтительнее, чем недорогих бюджетных моделей, но их могут позволить себе далеко не все дети и не стоит забывать, что ценные вещи могут элементарно украсть. Также можно использовать смартфон большой диагонали с нормальной батареей, например, Xiaomi Mi Max.

4. Использовать любой смартфон

Бесплатный вариант, доступный всем ученикам, у которых уже есть смартфон любой диагонали. Пользоваться сканированными копиями электронных учебников на диагоналях 5 дюймов и ниже практически нереально, но почти вся дополнительная художественная литература в текстовом виде доступна для скачивания во многих местах и она отлично отображается на большинстве современных смартфонов. Да, это не избавляет от обязанности носить бумажные учебники в школу, но таким образом можно использовать почти всю дополнительную литературу.

Во многих школах мира (включая ближнее зарубежье) уже проводятся или планируют проводиться эксперименты по внедрению специализированных электронных учебников, и через год-два можно ожидать переход от стадии эксперимента или собственной инициативы родителей и детей к массовому внедрению в учебном процессе.

Какой вариант выбрать для электронного учебника?

  • Для средних и старших классов можно выбрать первый вариант — купить e-ink электронную книгу и носить лишь часть школьных учебников, где цвет имеет значение, а уже через год или два купить качественные цветные e-ink электронные книги или рекомендуемые Министерством образования;
  • Если средств не жалко, можно попробовать второй вариант, но есть риск того, что покупка будет неудачной, так как отзывы о современной цветной e-ink технологии не очень хорошие, поэтому разумнее подождать до выхода e-ink ACeP;
  • Если хочется все и сразу, а потенциальный вред для детских глаз ожидается меньше, чем от набитых учебниками рюкзаков на спине, то можно выбрать третий вариант;
  • Если финансовый баланс находится на нуле, то можно попробовать четвертый вариант;
  • Стоит ли выбирать пятый вариант — скорее нет, чем да, так как фраза «через год-два» запросто может стать «через пять-шесть лет» или будет реализована не очень удачно.

Маленькая хитрость: в случае, если у Вас уже есть планшет или электронная книга, но они не очень качественные, мало держат заряд батареи или Вы переживаете, что в школе их могут украсть, тогда можно загрузить в них все школьные учебники и использовать дома, а бумажные учебники оставлять в школе в надежном месте, если есть возможность. Утром перед уроками необходимо будет взять лишь нужные учебники из «надежного места», после уроков вернуть их назад, а в рюкзаке носить только тетради. Естественно, что для просмотра дома электронных копий учебников можно использовать персональный компьютер или ноутбук.

1096 юристов сейчас на сайте

Есть ли закон запрещающий носить в школы электронные учебники (в моем случае iPad)?

////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////

23 Февраля 2017, 22:36, вопрос №1550564 Марк, г. Екатеринбург

Свернуть

Виктория Дымова

Сотрудник поддержки Правовед.ru

Ответы юристов (3)

  • Юрист, г. Ижевск

    Общаться в чате

  • Юрист, г. Кубинка

    Общаться в чате

    • 9,6рейтинг
    • 11285отзывов
    • эксперт
  • Юрист, г. Москва

    Общаться в чате

Здравствуйте,

В настоящее время использовать планшет, как учебник можно только в порядке эксперимента, проводимого МинОбрНауки в рамках программы «Электронный учебник». Суть этой программы заключается в разработке приложения, позволяющего загружать на стационарный компьютер, ноутбук, планшет или даже смартфон учебные программы, пособия, учебники и даже дневники.

Сейчас такой эксперимент проводится в некоторых школах Москвы и Подмосковья в сотрудничесвте с Роснано, курирующим разработку такого приложения.

По требованиям Минобразования в реестр рекомендованных учебников могут войти только те, которые будут читаться минимум тремя операционными системами, в том числе двумя мобильными.

Использоание же в школе планшета вместо учебника (в качестве читалки для электронных копий учебников) может столкнуться с проблемой распространения авторских прав на данные учебники.

Действующее законодательсвто сейчас обязательно требует получения письменного разрешения на использоавние авторских прав на литературные произведения (исключительное право на произведение) в рамках ст. 1233 ГК РФ.

Произведения литературы, науки и искусства являются объектами авторских прав, к которым относится, в частности, исключительное право, признаваемое и охраняемое в соответствии с правилами ГК РФ (пп. 1 п. 2 ст. 1255, п. 1 ст. 1259 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1270 ГК РФ. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение и без его согласия никто не может использовать его произведения.

Поэтому придется либо приобретать отдельно электронные версии каждого учебника самостоятельно родителями детей, либо заключать догвор по отдельному приложению, позволяющему осуществлять доступ к учебной базе МинОбрНауки, которое заключит индивидуальные договора с каждым автором учебников.

yaroju.ru

"Планшет вредит, а тяжелый портфель нет?" Когда школьники могут использовать электронные книги

В редакцию TUT.BY обратилась читательница Алеся, сын которой учится в 5 классе одной из школ минского Уручья. Алеся решила разгрузить 5-килограммовый портфель ребенка и закачала в планшет электронные учебники для шести предметов. Однако пользоваться планшетом разрешила лишь одна учительница. TUT.BY разобрался, могут ли школьники учиться только по электронным учебникам.

Фото носит иллюстративный характер. Фото: Дмитрий Брушко, TUT.BY

— Электронные учебники полностью дублируют бумажные, я скачала их на официальном сайте Национального института образования, и даже страницы полностью соответствовали бумажным. Но даже после объяснения с директором нам не разрешили пользоваться планшетом: мол, по санитарным нормам ребенок может пользоваться электронным гаджетом только 7−10 минут, иначе это будет вредить его зрению. Зато носить пятикилограммовый портфель со спортивной формой он может, и это не вредит его здоровью! Но получается, что даже читалка, которая, по идее, не вредит зрению и по ощущениям сравнима с бумагой, тоже относится к электронным гаджетам, — сетует Алеся.

Мама школьника рассказывает, что ее муж предложил администрации школы хранить бумажные учебники в школе.

— Это не запретили, но подчеркнули, что ответственности в этом случае школа за учебники не несет. То есть если они или спортивная форма потеряются, виноваты будем только мы.

При этом, говорит Алеся, даже для нее, взрослой женщины, портфель сына тяжелый.

Однако не в каждой школе так строго относятся к современным гаджетам. Виктория, мама 7-классницы одной из столичных гимназий, рассказала, что в классе ее дочери около половины учеников пользуются на уроке планшетами.

— В прошлом году было больше, но многие дети играли на переменах или планшеты ломались, поэтому произошел естественный переход на книжки, — говорит Виктория.

По ее словам, практически все преподаватели лояльно относятся к планшетам на уроках. Есть несколько противников, но «пассивных»: они не одобряют сложившейся ситуации, но и не противодействуют ей.

У дочери Виктории в планшет загружены все учебники, кроме одного — он не нашелся на сайте в электронной версии. Тем не менее девочка считает, что по бумажным книгам учиться удобнее.

— Дома она работает с ними: легче искать отрывок в пройденном материале, можно быстро пролистать вперед-назад, заложив нужное место.

Ольга, мама пятиклассника другой минской школы, рассказала, что пользоваться электронными версиями учебников им предложила сама учительница. В их школе не было нескольких учебников, купить их, по словам мамы, не удалось, в итоге родители закачали учебники в планшет. В классе мальчика еще несколько детей ходит с электронными книгами — тоже из-за нехватки учебников. У учителей, по словам Ольги, нет никаких претензий.

Фото носит иллюстративный характер. Фото с сайта digitaltrends.com

Центр гигиены и эпидемиологии: не было бы таких жестких правил, если бы дети не сидели с гаджетами все время

Завотделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены и эпидемиологии Алла Малахова объясняет, что следует разделять понятие «электронный учебник» и «электронная версия учебника». Электронный учебник является дополнением к бумажному учебнику и специально разработан для конкретного предмета. Электронная версия учебника полностью дублирует бумажную версию. Но в любом случае электронное издание считается учебным, только если там есть пометка «одобрено Министерством образования». При этом электронными носителями пользоваться не запрещено, но время пользования ими ограничено санитарными нормами.

— Когда изучали этот вопрос при составлении норм, смотрели, сколько времени ребенок проводит за электронными гаджетами дома. Если показатели осанки у нас в стране улучшаются, то показатель остроты зрения ухудшается. Может, никто бы так жестко не ограничивал время, если бы дети не сидели с гаджетами целыми днями вне учебного времени.

Алла Малахова также обратила внимание на реальное время, которое школьник проводит за учебником в школе. Он пишет в тетради, смотрит на доску, а в учебник лишь заглядывает. В итоге он и будет пользоваться электронной книгой те же 5−7 минут, а не весь урок.

— Мы рекомендуем школьникам договариваться и носить учебники по одному на парту. Они так и делают, но начиная со старших классов. Проблема тяжелых портфелей касается 3−5 классов: дети еще законопослушные, а учителя им просто не говорят об этом, — рассказывает Алла Малахова.

Кроме того, специалист обратила внимание, что электронную книгу категорически не рекомендуется использовать при подготовке домашнего задания. А для работы на уроках целесообразно хранить дополнительный комплект в классе.

Но даже если речь идет об электронной книге, которая, по идее, минимизирует нагрузку на зрение и приравнивается к бумажному носителю, встает проблема шрифта, говорит специалист. По требованиям к электронным учебникам из-за разницы восприятия шрифт должен быть гораздо больше, чем на бумажном носителе. В скачанных учебниках никто не регулирует этот момент, и учитель должен объяснить, какой размер шрифта выставить.

Минобразования: только 4% учителей считают, что электронный учебник должен заменить бумажный

Замминистра образования Раиса Сидоренко пояснила, что использование электронных версий учебников в образовательном процессе возможно по согласованию с учителем и при соблюдении санитарных норм и правил. Иных условий нет. Статистика о том, сколько школ и классов учатся по электронным учебникам, не ведется.

По санитарным нормам, количество занятий (учебных и факультативных) с использование компьютеров, планшетов, ноутбуков в течение учебного дня должно составлять: для учеников 1−4 классов — не более одного занятия; для учеников 5−9 классов — не более двух занятий; для учеников 10−11 классов — не более трех.

Плотность занятий с электронными гаджетами не должна превышать 55% времени урока в 1−4 классах, 70% в 5−9 классах и 80% в 10−11 классах.

Регламентировано также время, в течение которого ученик непрерывно может смотреть на экран планшета или электронной книги. Для первоклашек это 7 минут; для учеников 2−4 классов — 10 минут; для учеников 5−7 классов — 15 минут; для учеников 8−11 классов — 20 минут.

— Анализ мировой образовательной практики показывает, что больший эффект дает параллельное использование бумажных и электронных учебников, дополняющих друг друга. По данным республиканского мониторинга, 68% опрошенных белорусских педагогов считают, что в образовательном процессе должны использоваться как электронные учебники, так и учебники на печатной основе. И только 4% учителей считают, что электронный учебник со временем должен полностью заменить традиционный бумажный учебник, — заключила замминистра.

Читайте также:

Электронная доска, вместо книжек — планшет. Репортаж с урока единственного в Беларуси смарт-класса

Цифровые оценки: как живется белорусским школам с «электронными дневниками»

news.tut.by

«Электронный учебник»: зачем ридеры школьникам

В западных школах реализуется множество проектов, которые привносят интерактивность в процесс получения знаний: от перехода на персональные компьютеры до внедрения облачных технологий. Однако новые технологии внедряются и в наших образовательных учреждениях. Школы постепенно переходят на электронные учебники, а ученики начинают использовать планшеты и «читалки» не только для развлечений. Сегодня мы расскажем, как цифровые учебники влияют на здоровье и успеваемость и где в России уже используют ридеры для обучения.

По данным исследования Национального центра биотехнологической информации США, тяжелый портфель приводит к сжатию межпозвоночных дисков, что вызывает боли в спине и искривление позвоночника. Поэтому врачи отмечают, что вес снаряженного рюкзака не должен превышать 10% веса школьника.

В России надзорные организации также формируют подобные рекомендации. Например, к 1 сентября 2017 года Роспотребнадзор опубликовал стандарты к «заполненности» ранца школьника. Там написано, что вес комплекта учебников для учеников первых и вторых классов не должен превышать 1,5 кг.

Однако эти требования в современных реалиях реализовать не всегда удается. На сайте «КП» отмечают, что перевес рюкзаков у школьников достигает двух килограмм. Потому что дети носят у себя за спиной тяжелые бумажные учебники, сменную обувь, спортивную форму, альбомы для рисования и др.

Планшеты и электронные читалки способны помочь в решении проблемы. Масса электронного устройства составляет 500–700 грамм, при этом оно заменяет собой стопку учебников. Портфель школьника становится легче — не страдает осанка и здоровье.

Переход на «цифру» положительно влияет не только на осанку, но и на успеваемость школьников. Как отмечает руководитель департамента информационных технологий Москвы Мария Коссе, дети, работающие с электронными книгами, имеют более высокую успеваемость. Поэтому, например, в сентябре школьники части школ Среднего Урала получили планшеты с двумя экранами: один обычный, другой — на электронных чернилах.

Еще с ридерами и планшетами удобнее работать слабовидящим ученикам. Маргарита Русецкая, ректор Института Пушкина, говорит, что информация в большинстве учебников представлена недостаточно удобно: мелкий шрифт, который густо наполняет страницу. Электронные же устройства могут изменять размер шрифта на комфортный для глаз.

Бумажные учебники — это вчерашний день, и переход на «цифровую» литературу в стенах школ положительно сказывается на здоровье и успеваемости учащихся. В качестве замены книгам можно выделить читалки и планшеты, у которых есть свои преимущества и недостатки. Среди достоинств планшетов можно отметить то, что часто их покупают детям для «внеучебной» деятельности. Поэтому родителям остается только поставить необходимое программное обеспечение для чтения цифровых учебников, и ребенок может начинать заниматься.

При этом планшеты имеют цветные экраны, что открывает больше мультимедийных возможностей. Ученики могут прямо на уроке просматривать обучающие видео и строить схемы или графики. Планшеты также дают доступ к интерактивным приложениям, способным изменить подход к обучению. Например, есть сервисы, которые учат решать уравнения или помогают выучить иностранный язык. Дополнительно отметим возможность простого доступа в интернет, что упрощает работу над школьными проектами и поиск информации.

Читалки по сравнению с планшетами имеют более узкий функционал, однако в этом есть и плюс — ребенок начинает воспринимать гаджет как «серьезный» инструмент для обучения. При этом экран ридеров, поскольку выполнен по технологии электронных чернил, не утомляет глаза (об этом мы подробнее поговорим далее).

Еще одно достоинство читалок — пониженное энергопотребление. Экраны E Ink расходуют заряд батареи медленнее LCD-дисплеев, потому что он потребляется только в момент перерисовки изображения. Время работы отдельных устройств зависит от размеров экрана, емкости батареи и условий использования, однако в среднем электронная бумага позволяет не заряжать устройство на протяжении недели.

Например, компания Amazon заявляет, что ридер Kindle Paperwhite держит заряд 8 недель. А читалка ONYX BOOX Chronos с батареей 3000 мАч «проживет» гораздо дольше любого планшета.

И хотя планшеты по-прежнему остаются популярным инструментом при переходе на электронные учебники, за последнее время школы все чаще стали обращать свое внимание на ридеры. Ожидается, что к 2019 году стоимость рынка e-paper в образовательном секторе достигнет 1,5 млрд долларов при среднегодовом росте в 17%.

На фото: ONYX BOOX Chronos

Также отметим, что с 2015 года в России работает поправка к закону «Об образовании», согласно которой все школьные учебники должны иметь цифровую версию, повторяющую бумажный аналог (включая иллюстрации). И цифровой копией является точная копия печатного издания, представленная в формате PDF.

Поэтому вне зависимости от того, что выбирает родитель или школа — планшет или ридер — устройство было достаточно большим (с экраном 9,7 дюйма). С такой рабочей поверхностью удобнее читать PDF-документы. Это важно, потому PDF-файлы не подстраивают содержимое под размеры экрана и рассматривать формулы, картинки и графики на небольших гаджетах становится неудобно.

Например, у ONYX BOOX есть несколько вариантов ридеров с диагональю 9,7 дюйма. Одной из последних моделей является Chronos. С неё удобно читать учебную и техническую литературу в форматах PDF и DjVu благодаря большому и комфортному для глаз дисплею с подсветкой и технологией SNOW Field. Оптимальную работу с документами обеспечивает двухъядерный процессор в сочетании с 512 МБ оперативной памяти.

Также есть линейка читалок MAX, которые еще больше — они имеют экран в 13,3 дюйма. Например, ридер ONYX BOOX MAX Carta представляет собой полноценное виртуальное пространство формата А4.

На фото: ONYX BOOX MAX Carta Школьные классы спроектированы с прицелом на использование бумажных книг — большие окна вдоль стены, через которые поступает много света. И при попадании прямых солнечных лучей на экран планшета, контент становится трудно различим.

Яркости встроенной подсветки не хватает, чтобы «побороть» солнце. Экран ридера же по своим свойствам напоминает бумагу, поэтому свет здесь играет на руку — шрифт, наоборот, приобретает контрастность.

Джо Крофт (Joe Croft), соучредитель Research Design and Development, отмечает, что матовая поверхность E Ink экранов и отсутствие отражений (как в случае со стеклом планшетов) меньше утомляет глаза.

В комнате при достойном освещении экран планшета становится хорошо виден. Однако его яркость значительно отличается от яркости фона, а подсветка планшета мерцает. Человек может этого не замечать, но глаза устают быстрее.

Это подтверждает исследование, проведенное учеными из Университета Париж 8. Во время десятидневного эксперимента они измеряли частоту моргания испытуемых и записывали их личные ощущения. В результате было установлено, что при работе с дисплеями E Ink, «усталость» зрения наступает медленнее.

«За годы эволюции человек привыкал смотреть на объекты, освещенные солнцем. Смотреть непосредственно на солнце, а также на огонь, молнию и всяческие светодиоды глаз не привык и поэтому быстро устаёт», — говорит Евгений Суворов, руководитель отдела развития компании «МакЦентр».

Другая проблема связана с тем, что устройства, излучающие свет, не дают организму расслабиться. Врачи из США и Германии провели исследование и установили, что работа с LCD-экранами перед сном приводит к сбоям циркадных ритмов и недосыпу. Это сказывается на здоровье и производительности учеников.

Электронные ридеры в качестве электронных учебников действительно обладают определённым спектром преимуществ, но возникает вопрос, где они реально применяются?

Одним из примеров может служить кенийская школа Kibera Girls Soccer Academy (KGSA). Руководство учреждения решило обратиться к электронным читалкам потому, что студентам трудно носить с собой тяжелые книги. Им приходится преодолевать по нескольку километров пешком, чтобы дойти до школы. А легкие электронные ридеры портативны и открывают доступ к тысячам книг, включая литературу африканских издателей.

Ридеры также используют в Sharon Elementary School в Роббинсвилле, США, чтобы сделать уроки более интерактивными и привлекательными для школьников. В частности, гаджеты позволяют подготавливать персонализированные обучающие программы для детей, которые испытывают затруднения в изучении материала.

В качестве примера внедрения читалок в российских образовательных учреждениях можно привести военно-морское училище им. П.С. Нахимова. Руководство приобрело ридеры ONYX BOOX C67ML Darwin для удобства и комфорта курсантов и преподавателей. А компания «МакЦентр» разработала специальную прошивку для устройств. В Черноморском училище сделали выбор в пользу электронной бумаги не только с целью совершенствования учебного процесса, но и для сохранения здоровья студентов.

«Мы тщательно подошли к этому проекту, изучили отечественный рынок устройств для чтения электронных книг, — комментирует Дмитрий Феклистов, начальник IT-лаборатории ЧВВМУ. — В результате мы решили остановиться на модели ONYX BOOX C67ML Darwin, которая, на наш взгляд, наилучшим образом соответствует требованиям к индивидуальному мобильному инструменту курсанта (компактность, общая надежность, эргономичность и быстродействие устройства, контрастный сенсорный экран E Ink с подсветкой, чехол, заказная прошивка на базе Android, емкий аккумулятор и приемлемая цена)».

Еще одним образовательным учреждением, которое закупило электронные учебники на базе E Ink, стала Троицкая Православная школа. В качестве поставщика оборудования также выступила компания «МакЦентр». Проект был начат ещё с модели BOOX 60, и руководство докупает современные ридеры ежегодно.

В январе 2015 года платформа LightSail Education провела опрос среди 475 преподавателей по всему миру. 94% опрошенных отметили, что ожидают роста популярности электронных книг в школах. А 52% учителей сказали, что хотели бы «перевести» студентов на цифровую литературу. При этом, согласно отчету Kids and Family Reading Report 2015, число детей, которые читали хотя бы одну книгу в электронном варианте, также увеличилось.

Отчасти это связано с тем, что ученые и инженеры стараются приблизить ощущения от использования электронных читалок к впечатлениям от чтения бумажной книги, параллельно расширяя функционал устройств. Например, компания E Ink разрабатывает портативный ридер со сгибаемым десятидюймовым дисплеем Carta Mobius.

Также E Ink планируют начать выпуск электронных блокнотов совместно с компанией Sony. Возможно, в будущем E Ink экраны «выйдут за пределы» чтения и станут использоваться в школах как универсальные системы для составления заметок и рисования.

P.S. Предлагаем несколько обзоров для тех, кому интересны ридеры ONYX BOOX:

habr.com

Электронные учебники удобно пользоваться или нет – Рамблер/класс

Я думаю, что все индивидуально. Если ты нормально читаешь с экрана, глаза у тебя не устают, то супер. И тогда ответ на вопрос про электронные учебники, удобно пользоваться или нет, напрашивается сам собой. Конечно удобно. Вместо кучи учебников, хрестоматий ты положишь в рюкзак небольшой, аккуратный, легкий гаджет. Но хочу уточнить, я говорю про обычную электронную версию учебников, а не про интерактивные книги. Нам учителя уже несколько лет рассказывают про внедрение проекта электронных учебников. Это будет электронный прибамбас, который обновляется централизовано. С его помощью можно будет выполнять домашку, и она сразу будет видна преподам. На уроках нам могли бы выдавать задания в зависимости от уровня знаний. Результаты отражались бы на мониторе учителя. В общем фантастика. Наверное, это когда-нибудь внедрят, но не во время нашего обучения.А нынешние электронные учебники, это просто закачанные электронные версии привычных учебников. Кроме того что ты выигрываешь в весе, есть много подводных камней. Хочу тебя о них предупредить.Электронная версия немного отличается от бумажного учебника и это может стать проблемой, так как можно на уроке отстать и получить низкую оценку. В 11 классе лишняя плохая оценка очень не кстати. Гаджет можно случайно уронить, разбить. Даже если ты будешь с ним обращаться очень бережно, это могут нечаянно сделать одноклассники.Если ты решишь перейти на электронный учебник, то при покупке обрати внимание на то, чтобы экран был побольше. Минимум 10 дюймов с разрешением 1200 на 800 пикселей. Аккумулятор должен держать заряд больше 6 часов, чтобы хватило на все уроки. Для экстренных случаев можно приобрести переносное подзарядное устройство, и заряжать девайс прямо в классе. Но это лишняя трата денег и лишний груз в рюкзаке.

Еще очень важным фактором является выбор технологии, по которой произведен экран. Лучше всего для глаз считается технология e-ink. Но у нее большой минус, из цветов только оттенки серого. То есть цветные картинки ты не сможешь рассмотреть. Можно взять обычный планшет с технологией LCD, но отзывы гласят, что она вредна для детских глаз. Хотя я считаю, что мы уже не дети.

class.rambler.ru

6 советов по использованию ЭФУ

  1. Выберите оптимальную модель использования ЭФУ на уроке или сочетайте различные модели в соответствии с целями (ожидаемыми результатами) и имеющимся материально-техническим обеспечением учебного процесса.
  2. Для работы на уроке лучше использовать схожие по техническим характеристикам устройства. Модель BYOD может привести к «цифровому неравенству».
  3. Сделайте использование ресурсов ЭФУ продуманным, системным и доступным для учащихся. Создайте «гид» по электронным образовательным ресурсам. Используйте различные цифровые ресурсы наряду с ЭФУ в зависимости от образовательных задач.
  4. Опирайтесь на пункт 10.18 СанПиН при планировании и проведении урока, определении объема домашнего задания с ЭФУ.
  5. Применяйте тренажеры ЭФУ для организации самопроверки и рефлексии учащихся, а не для контроля.
  6. Используйте максимум возможностей электронных устройств, с которыми работаете: дайте возможность школьникам создать собственный образовательный продукт.

Читайте также: Названы победители конкурса «Электронный учебник на уроке»

О том, как сделать применение ЭФУ в образовательном процессе эффективным и полезным, рассказывает Сергей Кутузов, методист по электронным формам учебников объединенной издательской группы «ДРОФА — ВЕНТАНА».

— Что такое электронная форма учебника?

— Точные требования к этому виду учебной литературы закреплены в приказе №870 МОиН РФ от 18 июля 2016 года. Согласно данному документу, это электронное издание, которое соответствует по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника и при этом снабжено мультимедийными элементами, тренажерами, интерактивными ссылками, расширяющими и дополняющими содержание учебника в зависимости от специфики того или иного предмета.

Например, на уроках географии используются интерактивные карты, истории — анимационные ролики различных событий, при изучении искусства — 3D-модели архитектурных памятников.

— Что мешает использованию ЭФУ в школе?

— Во-первых, это опасения родителей и педагогов за негативное воздействие компьютера на здоровье детей, во-вторых — недостаток необходимых компетенций у педагогов, поскольку применение цифровых технологий требует перестройки привычной модели урока.

— Достаточно ли оснащены школы для использования ЭФУ?

— В стране насчитывается не так много школ с максимальным оснащением — «1 ученик — 1 компьютер». Но это не значит, что во всех остальных случаях исключается применение ЭФУ. Мне часто говорят: у нас в школе нет планшетов для каждого ученика, значит, мы не можем использовать электронные учебники. Ответ такой: можете, если выберете подходящую модель.

Самый простой и, вероятно, самый распространенный вариант: компьютер учителя — проектор — интерактивная доска, которые есть практически в каждой школе и могут использоваться педагогом во фронтальной работе наряду с заданиями тренажера.

Если компьютера у педагога нет, нет планшетов у учеников на уроке или учитель считает, что электронный учебник на занятии не нужен, что он обойдется традиционными средствами, то дети могут использовать электронный учебник дома в модели «Перевернутый класс», которая сейчас широко используется и за рубежом, и в России. Суть этой модели заключается в том, что дома дети осваивают новый материал на базовом уровне, на уровне узнавания-воспроизведения, а на уроке в классе разбирают ту или иную тему более подробно. Например, по географии в 5 классе изучается тема «План местности». Дома, используя электронную форму учебника, школьник может научиться определять условные обозначения на плане местности, а в классе на уроке под руководством учителя отработать применение полученных знаний, в том числе в виде практикума или в игровой форме.

На уроках биологии, прежде чем приступить к работе с микроскопом, ребята дома знакомятся с устройством этого прибора с помощью электронного учебника, определяют его составные части. Затем переходят непосредственно к выполнению практикума и обсуждению опытов.

Если в школе есть компьютерный класс или мобильный класс, то в этом случае учитель может организовать работу учащихся либо в парах за электронными устройствами, либо используя модель «Смена рабочих зон», когда учащиеся разделяются на группы, каждой из которых даются конкретные задания: например, одни работают с компьютером, другие — с печатными изданиями, третьи — непосредственно с учителем. Через каждые 5—10 минут деятельность учащихся меняется.

Оптимальная модель применения цифровых технологий в образовании — это «1 ученик — 1 компьютер». У каждого обучающегося есть компьютер или планшет, с которым он может работать на занятии в школе или дома. В данном случае у педагога есть свобода выбора разных видов деятельности, в том числе с акцентом на индивидуальные задания.

Таким образом, прежде чем выбрать эффективную модель применения электронной формы учебника, педагогу надо оценить то имеющееся оборудование, те условия, в которых он работает, и те цели, которые он ставит. Если педагог хочет сэкономить время на подготовке к занятиям — это может быть режим фронтальной работы. Если хочет разнообразить урок, сделать его более интересным — это может быть модель «Смена рабочих зон». Если стремится предоставить детям большую самостоятельность — модель «Перевернутый класс».

— Сегодня практически у каждого ученика есть электронные устройства. Почему бы не использовать их для работы на уроке?

— Эта модель называется «Принеси свое собственное устройство» — Bring Your Own Device (BYOD). С одной стороны, она демократичная, но, с другой стороны, ее неудобно применять на уроке, поскольку учителю будет сложно ориентироваться в таком многообразии устройств. У одних учеников гаджеты новые и быстрые, у других — более старые или дешевые, не обладающие достаточной скоростью. Применение этой модели может привести к возникновению цифрового неравенства, обусловленного разницей технических параметров устройств.

– Электронный учебник содержит много информации: видео, интерактивы и тренажеры. Как сориентироваться в этом разнообразии учителю и детям?

– Учителю необходимо проанализировать, какие объекты, инструменты, дополнительные материалы есть в электронном учебнике, соотнести их со своей программой, понять, когда какие элементы можно использовать, и создать гид по электронным образовательным ресурсам ЭФУ для обучающихся, если в их распоряжении находятся электронные учебники. Подробная информация об электронных учебниках издательской группы «ДРОФА — ВЕНТАНА» размещена на сайте drofa-ventana.ru, доступны они на образовательной платформе LECTA (lecta.rosuchebnik.ru).

Кроме того, в Интернете много образовательных ресурсов, которые также можно использовать на уроке. Один электронный учебник не может заменить все многообразие электронных и любых других средств обучения, поэтому необходимо дать детям возможность выбрать наиболее подходящие, наиболее интересные ресурсы. Например, есть бесплатный сервис Атлас+ (lecta.rosuchebnik.ru/atlasplus), позволяющий готовиться в том числе к экзаменам с использованием карт и атласов по истории и географии. Учитель может порекомендовать детям список сайтов, которые можно использовать для изучения тех или иных тем.

— Работа с ЭФУ в школе ограничена по времени. Как учитель должен учитывать это в своей деятельности?

— Эти требования регламентируются СанПиН 2.4.2.2821-10 в пункте 10.18. В нем указано, что в 1—2 классах обучающиеся могут работать с жидкокристаллическими экранами непрерывно в течение 20 минут, в 3—4 классах — 25 минут, в 5—6 классах — 30 минут, а в 7—11 — 35 минут. Много это или мало? В том же нормативном документе (СанПиН) есть пункт, который говорит о том, что каждые 10—15 минут необходимо менять вид деятельности на уроке. Поэтому каждый педагог, использующий ЭФУ, должен внимательно изучить этот документ и учитывать его требования на уроке.

— У электронной формы учебника есть тренажер. Некоторые учителя используют его не только для проверки знаний школьника, но и для его оценивания, тут же выставляя отметку в электронный журнал. Правильно ли это?

— Я не советовал бы этого делать. Все-таки электронная форма учебника и те тренажеры, которые в ней есть, это прежде всего инструменты самоконтроля и самопроверки ученика, а умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата – одно из требования ФГОС. Тренажеры ЭФУ позволяют ребенку получить моментальную обратную связь и при необходимости вернуться к учебному материалу для повторения.

— Современные электронные устройства обладают массой возможностей. Как их применить на уроке?

— В любом электронном устройстве могут быть встроены калькулятор, компас, фото-, видеокамера, диктофон, дополнительные приложения для создания презентаций, анимаций, видеороликов. Все это следует использовать в совместной деятельности педагогов и учащихся для создания нового образовательного продукта. Пусть дети не просто посмотрят красивую демонстрацию опыта в электронной форме учебника, но сами повторят этот опыт дома или в классе, запишут этот опыт на видео, выложат его на YouTube, сайте школы или странице в соцсети. Это станет лучшим доказательством того, что ученики не только освоили теоретический материал, но и творчески его переосмыслили.

— Как обеспечить активность учащихся благодаря использованию ЭФУ?

— Само по себе использование тех или иных электронных форм или средств обучения не гарантирует результата. Важно правильно сочетать различные формы и методики обучения, от которых зависит коэффициент усвоения материала. Так, согласно исследованию, проведенному по инициативе компании Samsung в октябре 2012 года, из лекции преподавателя ученик усваивает 5% информации, самостоятельное чтение текста обеспечивает 10% усвоения, аудиовизуальные методы и демонстрации объектов, моделей — соответственно 20% и 30%. Но настоящая и наиболее плодотворная деятельность — это активность самих участников: групповые обсуждения, практические занятия обеспечивают от 40 до 60% эффективного обучения. Об этом необходимо помнить при организации учебного процесса с использованием любых средств обучения — традиционных или инновационных.

— Многие учителя скептически относятся к электронному учебнику, потому что зачастую воспринимают его как своего конкурента, который в ближайшем будущем заменит их у классной доски. Вы разделяете эти опасения?

— На самом деле это не так. Электронный учебник — это всего лишь инструмент в руках учителя, который побуждает детей чувствовать, мыслить и творить.

Беседовала Ольга Дашковская

С 1 сентября электронные учебники и бесплатные сервисы LECTA для учителей и учеников доступны на сайте корпорации “Российский учебник” по адресу lecta.rosuchebnik.ru. Обновите ссылку в своих закладках!

LECTA в личном кабинете каждого пользователя rosuchebnik.ru

Электронные учебники и сервис с интерактивными презентациями к урокам «Классная работа» доступны в Вашем личном кабинете (my.rosuchebnik.ru). Еще не пользуетесь продуктами и сервисами LECTA? Зайдите в личный кабинет: там вы сможете получить бесплатный промокод на пять учебников и загрузить готовые презентации для занятий.

rosuchebnik.ru


Смотрите также