Мониторы студийные как выбрать


Как выбрать студийные мониторы: гид для начинающих музыкантов

Выбор студийных мониторов — важный момент при проектировании домашней студии. Несмотря на акустику самого помещения, именно мониторы формируют конечное звучание студии звукозаписи. Для всех начинающих музыкантов, которые выбирают оборудование для своей студии звукозаписи, редакция SAMESOUND.RU рассказывает, как выбрать студийные мониторы и на что обратить внимание при выборе.

Музыка в наушниках звучит отлично — их конструкция изолирует нас от внешнего мира. Мы слышим звук без влияния окружающей среды: нет никаких рефлексий и призвуков помещения, левый канал отчетливо слышен строго в левом ухе, правый — в правом.

В отличие от наушников, мониторы предлагают другой опыт: на сигнал влияют особенности окружения, сигналы с двух сторон смешиваются между собой, уши слышат оба канала сразу. К тому же разные мониторы дают разную картину звука. Неправильный выбор системы мониторинга (без учета особенностей самой студии) приведет к тому, что вы не сможете добиться лучших результатов во время работы.

Такие изменения в звучании напоминают нам, что музыку слушают через самые разные устройства, поэтому полагаться только на наушники при сведении не стоит. Чтобы ответить на вопрос, как выбрать студийные мониторы, и понять, какую модель стоит купить в свою студию, нужно разобраться в терминах и нескольких важных вещах.

Строение студийных мониторов

Все внутренности студийного монитора находятся в корпусе — кабинете. Кабинеты изготавливают из разных материалов: в зависимости от модели, это может быть дерево, пластик, ДСП или даже металл.

Студийные мониторы обычно оснащаются двумя независимыми драйверами или динамиками (спикерами). Динамики располагаются друг над другом, а системы с двумя спикерами называют двусторонними (англ. two-way).

Верхний спикер именуется твитером (англ. tweeter, пищалка). Твитер воспроизводит высокие частоты — все звуки, которые располагаются выше 2 кГц звучат отсюда. Пищалки изготавливаются из различных материалов, и обычно имеют форму купола или конуса.

Второй спикер называют вуфером  (англ. woofer, НЧ-динамик) — это более крупный динамик, расположенный под твитером. Он отвечает за воспроизведение низких и средних частот — все звуки до 2 кГц звучат через него.

Некоторые модели студийных мониторов оснащаются третьим динамиком, отвечающим за средние частоты. Такие системы называют трехсторонними (англ. three-way) — каждый спикер здесь отвечает строго за свой диапазон частот: верх, середину и низ.

За динамиками установлен электромагнит, приводящий их в движение. Вибрация приводит окружающие магниты и динамики молекулы воздуха в движение, что создает звуковую волну — тот самый аудиосигнал, который мы слышим. Такое устройство позволяет спикерам воспроизвести любые, даже самые сложные звуковые сигналы.

Виды студийных мониторов

Студийные мониторы бывают нескольких видов:

  • Пассивные и активные;
  • Ближнего и дальнего поля;
  • Открытые и закрытые.

Разделение не строгое: мониторы всегда относятся сразу к нескольким видам. К примеру, существуют пассивные закрытые мониторы дальнего поля или активные открытые мониторы ближнего поля.

Пассивные и активные

Прежде чем поступивший на монитор звуковой сигнал пройдет через динамики, его нужно усилить. Сделать это можно двумя способами: пассивным и активным. В зависимости от используемого метода усиления, студийные мониторы делят на активные и пассивные.

Пассивные студийные мониторы нуждаются во внешнем усилителе, который обработает входной сигнал до того, как он попадет в монитор. Пройдя через усилитель, звуковой сигнал отправляется на электронику монитора, где проходит через ряд компонентов, именуемых кроссовер-сетью или просто кроссовером.

Эта сеть работает в качестве фильтра, разделяющего входной сигнал на несколько отдельных сигналов разной частоты. Так, в системах с двумя динамиками сигнал делится на две части: первая состоит только из высоких частот, вторая — из низких (средние частоты частично отправляются в твитер, частично в вуфер).

В отличие от пассивных систем, активные студийные мониторы не требуют внешнего усиления — все необходимые для этого компоненты уже установлены внутри кабинета. В моделях с двумя динамиками устанавливаются два усилителя для каждого спикера (такие системы называют би-амп), в моделях с тремя динамиками — три (такие системы называют три-амп).

В би-амп мониторах поступающий сигнал делится на два диапазона, каждый из которых усиливается независимо. В свою очередь в три-амп системах происходит деление и усиление трех сигналов разных диапазонов.

Оригинал изображения — Cascio Music.

Именно в особенностях работы с сигналом и кроется отличие активных и пассивных студийных мониторов. Пассивные мониторы делят и рассылают по динамиками уже усиленный сигнал, активные мониторы делят исходный сырой сигнал, а затем независимо усиливают его перед отправкой в динамики.

Считается, что независимое усиление сигнала делает звучание мониторов точнее и сфокусированнее. По этой причине системы би-амп и три-амп зачастую звучат лучше одноусилительных сингл-амп систем в рамках одной ценовой категории.

Какие студийные мониторы выбрать: активные или пассивные?

Рассуждения о том, какие студийные мониторы лучше, активные или пассивные, не имеют смысла — и в той, и в другой категории хватает качественных и некачественных моделей. Большую часть рынка занимают именно активные модели, которые используются как в домашних, так и в профессиональных студиях. Это не значит, что пассивные системы не популярны — они просто используются реже.

Важно помнить, что при выборе акустики решающую роль играют уши. Если вам нравится звучание модели, то нет разницы, какие студийные мониторы купить. Никто не станет говорить, что вы ошиблись с выбором взяв пассивную или активную систему — главное, чтобы со звуком все было отлично.

Не стоит забывать, что на выбор студийных мониторов значительное влияние оказывает бюджет. Как уже отмечалось, пассивные системы требуют отдельного усилителя, покупка которого далеко не всегда укладывается в бюджет. Согласитесь, купить пару мониторов за 20 000 рублей, чтобы затем выяснить, что им нужен усилитель за еще 20 000 рублей совсем не круто.

Перед началом работы с пассивными мониторами нужно откалибровать усилитель так, чтобы он выдавал максимально качественное звучание через динамики. Какие бы крутые и дорогие компоненты вы не купили, неправильная настройка всей системы приведет к тому, что вы получите сильно искаженное звучание.

В условиях ограниченности бюджета и пространства домашней студии, а также недостаточного опыта лучше купить активные студийные мониторы. Во-первых, вам не понадобится дополнительное оборудование для начала работы: достали из коробки, подключили и можно работать. Во-вторых, встроенные в активные системы усилители уже настроены так, чтобы выдавать максимально достойный звук.

Мониторы ближнего поля и мониторы дальнего поля

Звучание мониторов сильно зависит от расстояния от точки прослушивания — места, на котором звукорежиссер слушает материал. Производители учитывают этот момент, поэтому большинство современных моделей проектируются так, чтобы одинаково хорошо звучать на любом расстоянии. Тем не менее существует ряд нюансов которые стоит учесть перед тем, как выбрать студийные мониторы.

Мониторы ближнего поля обычно оснащаются динамиками меньшего размера и устанавливается довольно близко к слушателю (на расстоянии 60-90 см). При таком расположении уши получают более точную картину звука, с меньшим влиянием окружающей среды и пространства комнаты. Близкое расположение к слушателю минимизирует отражения звуковых волн, что пригодится при более тонкой работе: к примеру, выявлению мелких проблем в миксе наподобие щелчков или куликов.

В сравнении с моделями дальнего поля, студийные мониторы ближнего поля имеют более узкий динамический диапазон и звучат ближе к потребительским акустическим системам. Работая с ними, вы получаете аккуратно картину того, как музыка будет звучать при прослушивании через обычные потребительские наушники, динамики стереосистем или автомобильную акустику.

Мониторы дальнего поля оснащаются более крупными динамиками и устанавливаются по периметру комнаты на большом удалении от слушателя (около 3 м). Обычно их крепят на стену за студийном столом и микшерным пультом.

Мониторы дальнего поля позволяют услышать, как помещение изменяет звук. Пространство комнаты также влияет на звучание низких частот, чья звуковая волна становится длиннее. Появление дополнительного низа делает саунд мониторов более целостным и лучше подходящим для проверки баланса всего микса.

Вместе с этим увеличивается и количество отраженного от стен аудиосигнала. Комната начинает активнее резонировать, что не всегда положительно влияет на общую картину звука. По этой причине использование мониторов дальнего поля требует более продуманного акустического оформления комнаты с помощью диффузоров, звукопоглощающих панелей, басовых ловушек.

Какие студийные мониторы выбрать: ближнего или дальнего поля?

В условиях квартир мы ограничены в студийном пространстве. Иногда комнаты настолько малы, что покупка мониторов дальнего поля попросту не имеет смысла. К тому же звучание дальних систем зависит от акустики самой комнаты, поэтому их покупка неразрывно связана с тратами на акустической оформление помещения.

В таких условиях лучший выбор для домашней студии — это мониторы ближнего поля. Такие системы хорошо звучат в небольших помещениях даже при отсутствии дополнительного акустического оформления. Мониторы ближнего поля используются в студиях любого уровня и размера, а и профессионалы по всему миру полагаются на них не один десяток лет (те же Yamaha NS-10, вышедшие в 1980-х, до сих пор считаются настоящим стандартом в индустрии).

Открытые и закрытые студийные мониторы (с фазоинвертером и без него)

На кабинетах некоторых моделей студийных мониторов имеются специальные отверстия, которые называются портами. Наличие портов говорит о том, что в мониторе установлен фазоинвертор, расширяющий звучание системы в низкочастотном диапазоне. Студийные мониторы с фазоинвертером называют открытыми, без него — закрытыми.

Фазоинвертор, представляющий собой специальную трубу, выполняет еще одну задачу — заставляет воздух внутри кабинета резонировать на частотах близких к тем, которые монитор не может воспроизвести. Такой резонанс расширяет динамический диапазон мониторов, позволяя им выдать больше низких частот в сравнении с обычной закрытой системой.

Наличие портов не означает, что мониторы звучат лучше. В противовес расширенному динамическому диапазону, закрытые мониторы обеспечивают более плотный низ. Не стоит также забывать, что дешевые открытые системы могут слишком сильно резонировать в портах, отчего звучание точно не станет лучше.

Какие студийные мониторы выбрать: открытые или закрытые?

Выбор в пользу открытой или закрытой системы зависит от двух вещей: личных предпочтений музыканта и особенностей помещения. С первым все довольно просто: нравится более широкий низ — берите открытые студийные мониторы, любите плотный бас — покупайте закрытые.

С особенностями помещения сложнее. Производители открытых систем часто помещают порты на заднюю стенку кабинета. Так как мониторы зачастую стоят рядом со стеной, выходящий из порта сигнал будет отражаться от стен и создавать неприятный резонанс, искажающий картину звука. Избежать резонанса можно, если расположить рабочее место и мониторы подальше от стен, но в квартирных условиях это не всегда возможно.

Решить проблему возникновения резонанса не меняя планировки студии можно несколькими методами:

  • Помещением звукопоглощающей панели за каждым монитором. Не обязательно покупать такую панель, ее можно сделать самому;
  • Покупкой открытой системы с портами на фронтальной стенке (например, ADAM A7X);
  • Покупкой качественной пары закрытых мониторов.

Расположение студийных мониторов

Расположение студийных мониторов оказывает большое влияние на итоговое звучание студии. Правильное расположение обеспечивает большую точность и аккуратность передачи звука.

Оригинал изображения — Cascio Music.

Первое и самое главное правило — мониторы должны располагаться на высоте головы/ушей. Большинство подставок под мониторы регулируются по высоте, так что с этим проблем возникнуть не должно.

Мониторы ближнего поля должны быть установлены на специальных звукопоглощающих подставках на столе, или на стойках за столом. Установка мониторов на стол без подставки приведет к резонансу стола вместе с монитором, который усилит или ослабит определенные частоты, что сильно изменит реальную картину звука.

Изоляционные панели под мониторами минимизируют вибрации, передающиеся в стол, но не устранят их совсем. Поэтому, если позволяет место, мониторы лучше устанавливать на специальных стойках за столом: считается, что только так можно полностью устранить нежелательный резонанс. Тем не менее некачественные стойки могут передавать вибрации в пол, поэтому не экономьте на этом аксессуаре.

Студийные мониторы должны стоять на одинаковом расстоянии как между собой, так и от точки прослушивания. Голова звукорежиссера и два монитора должны образовать незримый равносторонний треугольник, при этом каждый монитор следует направить в сторону точки прослушивания.

Проектировать рабочее место в студии нужно напротив прямой стены, а не в углу комнаты — это минимизирует появление неприятных призвуков. В идеале, это должна быть одна из коротких стен помещения.

Точка прослушивания должна располагаться по центру комнаты, при этом расстояние от точки до стены должно в идеале составлять ⅓ от длины самой стены. Если точка прослушивания окажется ближе к стене, то сигнал из мониторов будет отражаться от стен слишком рано и усиливать низкие частоты, а это исказит общую картину звука.

К сожалению, спланировать рабочее место по всем правилам в условиях современных квартир не всегда возможно, придется идти на компромиссы. Тем не менее максимальное соблюдение этих правил обеспечит корректное воспроизведение частот по всему спектр, а также правильную стереокартину звука.

Больше информации о расположении мониторов и акустическому оформлению помещения можно узнать из этого видео:

Для домашней студии звукозаписи лучшим выбором станет пара активных студийных мониторов ближнего поля. Это может быть открытая или закрытая модель — здесь все зависит от ваших предпочтений.

Студийные мониторы для домашней студии можно условно (очень условно!) поделить на три ценовые категории:

  1. Бюджетные (до $200);
  2. Средней цены (в районе $200-300);
  3. Дорогие (больше $300).

В сравнении с бюджетным моделями, более дорогие студийные мониторы предлагают лучшую детализацию и аккуратность звучания, и более широкий динамический диапазон.

Лучшие студийные мониторы в бюджетном сегменте

Ждать нереальной точности и детализации в бюджетном сегменте не стоит. Тем не менее даже недорогие мониторы обеспечат лучшее качество звука и аккуратность передачи в сравнении с обычной потребительской акустикой.

Среди основных плюсов для тех, кто стеснен в средствах — бюджетные мониторы, в отличие от более дорогих моделей, зачастую продаются парами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Из-за постоянно изменяющегося курса доллара, рублевая стоимость некоторых мониторов, о которых речь пойдет ниже, не подпадает под условно обозначенные нами ценовые категории.

M-Audio AV42
M-Audio AV42

Стоимость: около $125 Стоимость в рублях: около 12 500 ₽ (пара) Где купить: POP-MUSIC.RU

Бюджетная модель, которая станет отличным выбором в качестве первой системы мониторинга начинающего музыканта. О звучании сказать особо нечего — оно просто нормальное. Регуляторов подстройки звука нет, но это компенсируется качественной сборкой и ценой сразу за пару.

JBL 305P MKII
JBL 305P MKII

Стоимость: около $150 Стоимость в рублях: около 13 000 ₽ за штуку Где купить: POP-MUSIC.RU

Для своей цены JBL 305P MKII звучат достойно — картина ровная, без задранных или слишком слабых верхов, середины и низа. Детализация, аккуратность и точность также на уровне. Свою цену эти мониторы оправдывают на все 100% и будут лучшим выбором для тех, кто стеснен в средствах.

Лучшие студийные мониторы в среднем ценовом сегменте

Идеальное соотношение цены и качества. В сравнении с обычной акустикой или бюджетными моделями, качество звука и точность передачи у мониторов средней цены существенно выше. Деталей в звуке больше, диапазон частот шире, а само звучание — чище.

Yamaha HS5
Yamaha HS5

Стоимость: около $200 Стоимость в рублях: около 12 000 ₽ за штуку Где купить: POP-MUSIC.RU

Yamaha HS5 — одни из самых популярных активных мониторов на рынке. Кому-то в звуке HS5 может не хватить низа, но в целом эти претензии не оправданы — общее качество звука здесь одно из лучших на рынке.

KRK Rokit 6 G3
KRK Rokit 6 G3

Стоимость: около $220-230 Стоимость в рублях: около 16 000 ₽ за штуку Где купить: POP-MUSIC.RU

Такие модели как KRK Rokit 6 G3 обычно именуют крепкий середняк, и в этом нет ничего плохого. Мониторы предлагают качественную сборку, 6-дюймовый динамик и приятное звучание. Кому-то низкие частоты покажутся слабоватыми, а высокие задраными, но это не большая проблема — подстроить звук под свою студию можно регуляторами верха и низа на корпусе.

Лучшие студийные мониторы в верхнем ценовом сегменте

Когда мы выбираем студийные мониторы верхнего ценового сегмента, то здесь нет предела цены — все ограничивается только бюджетом. Дорогие модели оснащаются лучшими по качеству компонентами, а также предлагают высочайшую детализацию и аккуратность звучания.

Yamaha HS7
Yamaha HS7

Стоимость: около $300 Стоимость в рублях: около 17 000 ₽ за штуку Где купить: POP-MUSIC.RU

Нейтральное звучание без приукрашивания, идеально выверенное количество низких частот и адекватная цена сделали Yamaha HS7 полноправным представителем списка «Лучшие студийные мониторы». Из минусов можно выделить только порты на задней стенке, из-за которых оптимально расположить мониторы в небольшой комнате будет сложно.

Yamaha HS8
Yamaha HS8

Стоимость: около $350 Стоимость в рублях: около 20 000 ₽ за штуку Где купить: POP-MUSIC.RU

Честный, ровный и точный звук, в котором не к чему придраться, делают HS8 лучшими студийными мониторами для любого стиля музыки. Лучшего варианта в высшем ценовом сегменте вы вряд ли найдете, поэтому тем, кто готов потратить около 40 000-60 000 рублей на систему мониторинга, стоит остановить свой выбор на Yamaha HS8.

Какие бы студийные мониторы вы не выбрали, они должны идеально вписываться в вашу студию. Помните, что не существует такого понятия как «лучшие студийные мониторы» — здесь все очень условно и зависит от множества факторов. Выбирайте то, что впишется в ваш бюджет, понравится вам по звучанию и подойдет вашей студии.

samesound.ru

Все о студийных мониторах

01.09.2016

Работаете в студии? Тогда особенно важно, с помощью какого оборудования вы прослушиваете аудиоматериалы. Если это обычная бытовая акустика (колонки или наушники), то она, стараясь «улучшить» звук и сделать его комфортным для ушей, искажает истинные характеристики. Аудиоматериал будет звучать иначе в других акустических системах. Чтобы таких сюрпризов не возникло, в студии используют студийные мониторы.

Студийные мониторы – те же акустические системы. Чаще всего они двухполосные, с динамиками НЧ (для низких частот и баса) и ВЧ (для верхних частот). На слух легко определить, что это не бытовая акустика. Студийный монитор – специализированная акустическая система с правильной звукопередачей. Ее используют для слухового контроля аудиоматериала в студиях звукозаписи. Она нужна во всех сферах, где важно качество звука.

Задача студийного монитора – передать звуковой баланс без искажений и окраски. Отсюда его название: устройство позволяет мониторить звучание исходного аудиоматериала без улучшений и сглаживаний.

«Правильный» студийный монитор – это чудо инженерной мысли, воплощенное в технике. Оборудование изготавливают из специальных звукоизоляционных и звукопоглощающих акустических материалов. Динамики должны быть точными, с правильно вычисленной АЧХ (без «провалов» и «завалов»). Схемотехника класса А, математически выверенные и выполненные в соответствии с законами физики и акустики корпус и дизайн, НЧ-динамики из армированной стеклоткани, полипропилена, кевлара, специально пропитанной бумаги, целлюлозы, ВЧ-динамик из алюминиевой фольги, шелка, бумаги, титана и даже бериллия – все это отличает студийные мониторы от обычных домашних колонок.

К чему такие сложности? Чтобы передать звуковой материал менее искаженным и окрашенным. Чтобы звукорежиссер услышал именно тот звук, который только что создал. Если расположить «правильные» мониторы по законам акустики, вы услышите, что музыка звучит как бы в пространстве между ними, а не из конкретного динамика. Это настоящее искусство, которое и оценивается соответственно.

Активные и пассивные мониторы

Студийные мониторы делятся на активные и пассивные.

  • Пассивным нужен отдельный усилитель. Они проще активных, но необходимость в дополнительном оборудовании и наличие только аналогового входа (либо акустический Speakon, либо линейный моно-джек (TRS)) сделали их не особенно популярными. Они встречаются реже, чем активные.
  • Активные мониторы имеют встроенный усилитель, кроссовер и всю схемотехнику для работы, иногда два раздельных усилителя (bi-amp) для каждого динамика (НЧ и ВЧ). На активных мониторах обычно установлены все доступные разъемы и входы: кэнон, джек, тюльпан (XLR, TRS, RCA). Также бывают устройства с цифровыми входами (коаксиальный или оптический – S/PDIF и AES/EBU).

Достоинства активных мониторов:

  • универсальны в применении;
  • их легко подключать;
  • не нужно настраивать отдельный усилительный тракт;
  • можно настроить характеристики монитора под конкретное помещение;
  • выверенная заводом схемотехника. Она не дает перегореть усилителям и динамикам.

Недостатки активных мониторов:

  • много проводов к каждому монитору (как минимум сетевой и сигнальный);
  • сложный ремонт;
  • невозможность аппаратного управления громкостью с рабочего места звукорежиссера.

Почти все мониторы имеют фазоинвертор для усиления низкочастотной составляющей – специальное отверстие с трубой в корпусе монитора. Оно помогает вывести избыточное давление, которое создает НЧ-динамик в ограниченном пространстве корпуса. Фазоинверторы бывают разных формы и размеров. Они располагаются на передней или задней панели монитора.

Обычно в студиях бывает три мониторных линии: мониторы ближнего, среднего и дальнего полей.

  • Мониторы ближнего поля (полочные). Самый распространенный тип. Их устанавливают на столе или на специальных стойках перед звукорежиссером. Они хорошо передают средние и верхние частоты. Их используют для сведения треков и монтажа рабочей фонограммы.

  • Мониторы среднего поля. Помогают выстроить панораму и пространственные эффекты, которые плохо слышны на ближних мониторах. Позволяют прослушать выстроенное сведение вместе с низкими частотами (последних практически нет в ближних мониторах). Некоторые модели мониторов (обычно трехполосные) могут использоваться для мастеринга аудиоматериала.

  • Мониторы дальнего поля. Позволяют прослушать общую картину сведенной композиции (и целого альбома) на всех уровнях громкости и во всем диапазоне частот. В основном используются в больших аппаратных, для танцевальной музыки и на мастеринге аудиоматериала.

Критерии выбора оборудования

1.     Если у вас ограниченный бюджет или небольшое помещение (например, домашняя студия), то вы можете остановиться на сочетании: мониторы ближнего поля и сабвуфер для низких частот. Но при этом не пожадничайте и купите специальные демпфирующие стойки, предотвращающие нежелательные вибрации и резонансы при прослушивании материала. В качестве альтернативы можно рассмотреть вибро- и звукоизолирующие демпферы. Их размещают между монитором и столом.

2.     Возможно, вы удивитесь, но выбор мониторов зависит от стиля музыки, которую нужно воспроизводить. Например, электронная и танцевальная музыка хорошо звучит на мониторах KRK и ROLAND, «живой» звук (рок, барды, фолк, этно) – на DYNAUDIO, YAMAHA и MACKIE, джаз и классика – ADAM, JBL, TANNOY.

3.     По законам физики чем больше динамик НЧ, тем лучше отдача по низам. Наиболее реалистичная звуковая картина вырисовывается при использовании НЧ-динамиков более 8 дюймов.

4.     Твиттеры ВЧ делятся на ленточные и купольные. Первые лучше передают высокие частоты и не утомляют слух. Но и стоят они дороже обычных купольных.

На студийных мониторах лучше не экономить. Их качество и функционал растут пропорционально цене.

Как выбирать студийные мониторы?

1. Прослушайте на них пару-тройку музыкальных композиций в «вашем» стиле (в том, с которым будут работать мониторы) и максимально хорошем качестве. Также запаситесь несколькими тестовыми дисками: они помогут выявить нюансы, которые человеческое ухо не воспринимает.

2. Определитесь с типом и местоположением мониторов, чтобы в магазине смогли смоделировать вашу расстановку. Идеальная схема расположения мониторов ближнего поля – по углам равнобедренного треугольника. Динамики мониторов должны быть направлены на ваши уши.

3. Определяемся с расположением фазоинвертора. Если ваши мониторы будут стоять вплотную к стене, нужно выбирать модели с фазоинвертором на передней панели. Если же расстояние от задней панели мониторов до стены не менее 30–40 см, фазоинвертор может быть расположен сзади.

4.  Монитора мощность – это не главный показатель. Может оказаться, что на мощности в 30–50 Вт вы услышите те нюансы, которые с трудом выдавала ваша домашняя акустика на пределе своих возможностей.

5. Смотрим на размер НЧ-динамика. Чем он больше, тем лучше отдача по низам. При этом помните, что вы приобретаете мониторы ближнего поля, а не сабвуфер. Не ждите от них выдачи полного низкочастотного спектра. Позже купите себе отдельный сабвуфер для этих целей.

6. Оцените, сколько времени вы планируете проводить в студии. Если порядка 10 часов в день, то лучше выбрать модели с ленточным твитером: ваши уши будут вам за это благодарны.

7. Вес монитора. Желаете не напрягаться и выбираете более легкую модель? Зря. Чем тяжелее монитор, тем он устойчивее.

8. Смотрим на бренд. Наиболее часто в студиях встречаются мониторы KRK, ADAM, ALESIS, YAMAHA, JBL, MACKIE, PRESONUS, GENELEC и реже – M-AUDIO, BEHRINGER, PIONEER, AXELVOX, FLUID AUDIO, TANNOY, SAMSON.

9. Количество различных регулировок: чем их больше, тем точнее можно подстроить монитор под акустические особенности помещения. Наличие встроенного DSP-процессора с возможностью программной подстройки – это очень круто и дорого.

10.  Оптимальные технические характеристики для мониторов ближнего поля: мощность в 100 Вт, диапазон частот 50–20 000 Гц, НЧ-динамик на 6–8 дюймов.

Настройка студийных мониторов

1. Подстраиваем мониторы под акустические особенности помещения, ищем резонансную частоту комнаты и уменьшаем ее влияние (если мониторы это позволяют).

2. Настраиваем громкость.

3. Подстраиваем мониторы под свои предпочтения: выполняем настройку верхних и нижних частот.

4. Заключительный этап: привыкание к звучанию новых мониторов и к тому, как должна звучать грамотно сделанная музыка именно на этих устройствах.

И еще несколько правил работы со студийными мониторами:

  • Начните работать с малой громкости: большинство мониторов уже при 10–20 Вт могут дать то, ради чего их покупали. В мониторах важнее плотное звуковое давление, чем уровень громкости.
  • Не забывайте, что динамики мониторов должны быть направлены прямо вам в уши, от этого во многом зависит общее восприятие звуковой картины.
  • Делайте перерыв в работе каждые 1–2 часа, берегите уши.
  • Не полагайтесь полностью на картину, данную мониторами, особенно в области низких частот. В любом случае прослушайте получившийся результат в наушниках либо с помощью домашней бытовой акустики.
  • Берегите динамики от грязи и пыли, не касайтесь их пальцами, используйте защитные решетки для мониторов и специальные кисточки для смахивания пыли.
  • Многие мониторы очень прилично нагреваются во время работы, поэтому охлаждающая система должна работать исправно. Не перекрывайте к ней доступ воздуха.
  • Не пересекайте сетевой кабель монитора с сигнальным, это может отрицательно сказаться на звучании (появятся помехи от сети).
  • Берегите мониторы: не роняйте их, не ставьте сверху ничего постороннего и не опирайтесь на них.
  • Соблюдайте определенный порядок: сначала включите мониторы в сеть, потом, через секунд 10, включайте звук. При выключении – обратная последовательность.

Звучание студийных мониторов (детальное и разборчивое) зависит от цены оборудования. Чем оно дороже, тем больше покажет недостатков, которые вы допустили при записи или при сведении треков. Иногда это того стоит. В любом случае решать и выбирать именно вам.

pop-music.ru

Как выбрать студийные мониторы

Студийные мониторы — это идеальные колонки или, другими словами, акустические системы, небольшой мощности. Используемые в профессиональной звукозаписи для контроля баланса инструментов, качества исполнения (во время записи) и качества звука.

Мониторы созданы, чтобы максимально чисто отображать звучание записанного материала. Стоит добавить, что студийные мониторы не выбирают по красоте звучания — прежде всего, мониторы должны выявлять максимальное количество дефектов записи.

Студийные аудиомониторы также можно назвать идеальной акустической системой, так как для контроля звука ничего более качественного пока не изобретено. Учитывая идеально четкое и ровное звучание студийных мониторов, их можно применять для написания и прослушивания любых типов и жанров музыки, то есть они универсальны.

Особенности студийных мониторов

Студийные мониторы по своей конструкции делятся на два вида: пассивные и активные. Активные мониторы отличаются от пассивных наличием встроенного усилителя. Поэтому если вы решили покупать пассивные мониторы не забудьте заранее подумать о подходящем качественном усилителе.

Есть множество сторонников и того, и другого вида мониторов. Нельзя утверждать точно, что лучше. С одной стороны в конструкции пассивных мониторов нет ничего лишнего, а с другой стороны активные мониторы идут в комплекте с усилителем от одного производителя и соответственно с параметрами максимально подходящими для данной акустики.

Также нужно отметить, что студийные мониторы бывают ближнего, среднего и дальнего действия. Различить эти мониторы можно по размеру динамиков.

Для работы в домашней студии, с учётом квадратуры помещения, эксперты магазина “Ученик” рекомендуют использовать студийные мониторы ближнего действия (диаметр динамиков до 8 дюймов).

Для того, чтобы ощутить возможности такого оборудования будет не лишним позаботиться о хорошей звукоизоляции помещения. Только так вы сможете оценить потенциал студийных мониторов.

Задняя сторона активного монитора

Задняя сторона пассивного монитора

Достоинства активных мониторов:

  • широкие возможности использования;
  • широкие возможности соединения (обеспечиваются наличием цифровых и аналоговых входов);
  • наличие собственного усилителя;
  • способность тонко подстраиваться под акустические особенности конкретного помещения;
  • тщательно проверенная схемотехника, позволяющая работать, не перегорая, динамикам и усилителям.

Недостатки активных мониторов:

  • наличие множества проводов (минимум два);
  • сложный ремонт;
  • отсутствие у звукорежиссера возможности управлять громкостью на рабочем месте.

Достоинства пассивных мониторов:

  • легко инсталлируется;
  • имеет только один провод (сигнальный);
  • отсутствие лишней «начинки»;
  • легкость ремонта и диагностики;
  • более тщательно продумано акустическое пространство;
  • звукорежиссер имеет возможность аппаратно управлять громкостью монитора на рабочем месте.

Недостатки пассивных мониторов:

  • необходим отдельный усилительный тракт;
  • наличие только аналоговых входов (акустического или линейного);
  • неподвижность установки.

Три вида студийных мониторов

Как правило, профессиональные студии имеют не одну, а три мониторные линии: дальнего, среднего и ближнего поля. От расположения монитора зависит его назначение.

Монитор ближнего поля (или полочный) представляет собой наиболее часто встречающуюся разновидность. Чаще всего их помещают на стойках или на столе звукорежиссера. Они сводят треки и монтируют рабочую фонограмму, так как прилично передают звучание средних и верхних частот.

Монитор ближнего поля Mackie MR6 mk3

Монитор среднего поля создают акустические эффекты, которые плохо слышно вблизи, а также позволяют прослушивать низкие частоты, которые почти отсутствуют у ближних мониторов. Отдельные мониторы можно использовать и для переноса фонограмм на носитель.

Монитор среднего поля KRK RP103 G2

Монитор дальнего поля позволяет прослушивать сведенную композицию и весь альбом целиком, на любой громкости и любых частотах. Такие мониторы применяют, как правило, на больших студиях и при переносе записей на носитель для последующего размножения.

Монитор дальнего поля ADAM S7A MK2

В условиях домашней студии чаще всего применяют комбинацию из ближнего монитора и низкочастотного динамика. Студийные мониторы требуют для установки специальных демпфирующих стоек (для гашения  или предотвращения колебаний), которые предотвращают ненужные отзвуки и колебания в процессе прослушивания записи.

Полезные советы для выбора мониторов

  1. Отберите музыкальные композиции, которые досконально вам известны. Лучше, если они будут того же стиля и жанра, в которых вы будете работать. Они также должны быть максимально возможного качества. Перенесите эти записи на CD-диск или флешку и возьмите его с собой, когда отправитесь в магазин за монитором. Возьмите также пару дисков для тестирования, которые позволят обнаружить особенности звучания, которые не слышны обычному уху.
  2. Определитесь заранее, куда вы будете ставить мониторы. Вооружитесь рулеткой, листом бумаги и карандашом. Начертите схематический план помещения, отметьте места расположения мониторов, измерьте расстояния:- между мониторами;- между каждым монитором и стеной, расположенной позади;- между каждым монитором и оператором-слушателем.Если вы планируете ставить мониторы вплотную к стене, то вам нужны системы с передним расположением фазоинвертора. Если же между монитором и стеной можно будет организовать расстояние в 30-40 см, то лучшим вариантом будут системы с задним расположением фазоинвертора, так как в этом случае можно будет рассчитывать на максимально качественную проработку басов.
  3. Войдя в торговый зал, сначала выберите мониторы, подходящие по типу (напольные, настольные, ближнего или среднего поля), по мощности, по расположению фазоинвертора, по наличию необходимых интерфейсных разъемов или регуляторов, ну и, конечно же, по дизайну. Не лишним будет оценить вес – хорошие мониторы достаточно тяжелы. Вес монитора говорит о качестве материалов, использованных в акустическом оформлении. К тому же тяжелый монитор не так резонирует и под действием басовых нот не смещается со своего места. Если площадка, на которой будет установлена такая акустика, будет хоть чуточку неровной, то легкий монитор под действием вибрации будет двигаться и даже падать.
  4. Выбирайте монитор, изучая его характеристики, дизайн, функции; не беспокойтесь особо по поводу выходной мощности: скорее всего, вам не потребуется максимальная громкость, может быть, уже при 30–50 Вт будут слышны те звуковые оттенки, которые с трудом можно услышать на домашней акустике. Наилучшая мощность для ближних мониторов должна составлять 100 Вт.
  5. Если, слушая музыку на мониторах в магазине, вы почувствуете новые оттенки, возможно, это ваша будущая покупка. Если ничего интересного не услышали, вероятно, вы нуждаетесь в более чувствительном мониторе.

Правильное расположение мониторов

Кроме того, вам нужно будет решить как вы собираетесь ставить свои мониторы. Есть несколько вариантов. Вы можете расположить их на столе, но тогда советуем вам прикупить специальные подкладки. Или же вы можете купить стойки, на которых будут стоять мониторы.

Мониторы должны находиться на одном уровне с ушами и образовывать со слушателем равнобедренный треугольник. Если у вас не получается сделать такой треугольник в силу дефицита помещения – ничего страшного. Главное, чтобы динамики мониторов были направлены на вас (на ваши уши).

Установка студийных мониторов

Примеры студийныйх мониторов

YAMAHA HS8

BEHRINGER TRUTH B2031A

KRK RP5G3

MACKIE MR5 mk3

Ознакомиться с ассортиментом студийных мониторов вы можете в интернет-магазине “Ученик”.

Свои вопросы и опыт в выборе студийных мониторов пишите в комментариях!

uchenikspb.ru

10 лучших студийных мониторов

Место

Наименование

Характеристика в рейтинге

Топ-10 лучших студийных мониторов

Читайте также:

  • 10 лучших звуковых карт для студии

Каждая студия, в которой записываются группы или создается электронная музыка, нуждается в студийных мониторах.  Это самое важное студийное оборудование. В отличие от обычных колонок, мониторы выдают очень чистое и правильное звучание. Если при записи была допущена ошибка, вы сразу определите ее. Кроме того, они предоставляют стерео поле для лучшего зукового фона.

Мониторы – очень индивидуальная штука. Нет такого – одни колонки лучше других. Все зависит от вашего вкуса и пространства, в котором вы работаете. Стиль музыки сильно влияет на выбор мониторов, однако есть пара вещей, которые необходимо принять во внимание:

  • Размер. Обычно это 5, 6 или 8 дюймов. Бывают 4 и 7, но их не так много;
  • Параметры своей комнаты. При работе в небольшом помещении нет смысла ставить большие колонки, иначе они просто задавят вас своим звучанием;
  • В домашних и многих профессиональных студиях работают с мониторами ближнего поля, то есть ставить их нужно рядом с собой, а не на другом конце комнаты;
  • При установке создайте равносторонний треугольник, чтобы добиться качественного звучания.

Мы подобрали для вас ТОП-10 лучших студийных и бюджетных мониторов в 2018 году.

10 Mackie CR3

Чем и хороши Mackie CR3, так это легкостью в обслуживании. Они удобны как для сведения, так и прослушивания музыки. Обрабатываемые в них композиции потребуют незначительных корректировок в других системах, музыка звучит аккуратно. В некоторых случаях может не хватать басов, но это типичная проблема для малогабаритных мониторов. Устройства хватит на озвучку помещений до 25 квадратов. Отлично работает с программой DFX Audio Enhancer. В комплекте поставки идут поролоновые подкладки. Инструкция напечатана на 4 языках, правда, без русского. Основные элементы управления расположены на главном динамике, как и дополнительные разъемы. Имеется кнопка перемены местами мониторов.

Модель CR3 по отзывам покупателей обладает чистым звучанием, высокой громкостью в ближнем поле (60-80 см) и неплохой комплектацией, что станет отличным бюджетным решением при создании домашней студии звукозаписи.

9 Pioneer S-DJ50X

Ох уж эти пионеры! Модель S-DJ50X смогла обставить многих конкурентов и получила причитающуюся позицию в нашем рейтинге. Она представляет собой 5 дюймовые динамики, хотя в продаже имеются 6 и 8 дюймовые модели. Основная фишка модели заключается в ее техническом уклоне в прослушивание и сведение электронной музыки. Она отлично подойдет для шумных домашних вечеринок в небольших помещениях. Если у вас возникнут проблемы в виде помех, обратите внимание на то, к чему подключена техника, так как мониторы несколько капризны в этом отношении. Особенно не рекомендуется подключать их к одному фильтру. Комплект поставки кроме динамика включает в себя еще один силовой кабель. Несмотря на качественную сборку, в некоторых партиях могут быть проблемы со стыками в передней пластмассовой части.

Несмотря на это, товар получил положительные отзывы покупателей, отмечающие отличные басы, небольшие размеры.

Сложно выговорить название данных мониторов, но еще сложнее запомнить весь список их достоинств. Эти референсные мониторы, для домашней или профессиональной звуковой студии созданы базе 5.25 дюймовых кевларовых низкочастотных динамиков. Имеют усилители класса A-B с активной защитой. 50 Ватт идет на питание низкочастотного динамика и 25 Ватт для высокочастотного. Комбинация ультравысокого разрешения однодюймового шелкового твиттера с длинноходным 5.25 дюйма вуфером и кевларовым диффузором поможет создать рай для настоящего ценителя музыки.

Новейшие технологии помогли разделить полосы таким образом, чтобы они четко разделяли сигналы для низко\высотного динамика. Иначе, происходит отсеивание ненужных частот, благодаря чему музыка записывается\воспроизводится без лишних фоновых шумов. В задней части корпуса расположен фазоинветор, входные интерфейсы, регулятор подстройки уровня ± 6 ДБ и многое другое.

Среди всех представленных в топе моделей A3X являются одними из самых компактных, но их звуковые параметры способны впечатлить самых изыскательных слушателей. Они также прославились своим кристальным звучанием на высоких частотах. При их покупке останутся довольные как любители послушать дома музыку, так и профессионалы, нуждающиеся в компактных решениях. Вес каждого монитора – 4.6 кг. В мониторах использованы усилители A-B класса, суммарно имеющие около 50 Вт на канал. Размер вуфера – 4.5 дюйма, а не 3, как многие могут подумать исходя из названия. Максимальное звуковое давление – около 90 дБ. Частотный диапазон от 60 Гц до 30 кГц. Расширить нижнюю часть спектра не представляет труда, достаточно добавить в сетап сабвуфер, достигнув нижней планки в 32 Гц.

Подключение мониторов осуществляется через балансные\небалансные входы, кроме того есть возможность подключения мониторов через систему Stereo Link.

Версия HS5 стала младшим братом нашумевшей модели HS7, получив от нее все достоинства и недостатки. Инженеры Yamaha применили наработки многолетнего производства фортепиано, соединив три плоскости корпуса под углом 45 градусов, что по их словам улучшает плотность баса. На матовом покрытии кроме пыли никаких других следов загрязнения не будет видно. Закругленные края создают ощущение монолитности, монитор тяжелый, сборка в целом очень качественная и надежная. Для крепления к стене или установки на стойки выпускается специальная версия с индексом I, имеющая 4 отверстия под эти цели. Низкочастотный драйвер – визитная карточка всей серии HS. Точный материал, из которого создан динамик сказать сложно, но больше всего он похож на полипропилен или просто пластик.

Нижняя граница до спада – 54 Гц. Купольный твиттер способен воспроизводить частоты до 30 кГц. Также используется широкой волновод, минимизирующий вибрации.

Несмотря на миграцию производства модели Alpha 50 из Франции в Поднебесную, модель не растеряла своего шарма и главного качества – воспроизведения живой музыки без лишних шумов и «электронных» помех. Комплектация включает в себя сами динамики, техническую документацию, кабели под европейские и английские вилки и четыре мягкие клеящиеся ножки. Размер среднечастотного динамика составляет 5 дюймов. Корпус из НДФ покрыт черной матовой краской, а по бокам прикручены пластиковые накладки. Низкочастотный драйвер выполнен из бумаги с применением специального напыления.

По спецификации отыгрывает до 45 Гц. В качестве высокочастотного драйвера используется однодюймовый обратный купольный алюминиевый твиттер с верхним порогом 22 кГц. Установлены усилители класса A и B по 35 и 20 Вт для каждого динамика. Порт фазоинвертора не сплошной и находится спереди, поэтому монитор менее чувствителен к расположению возле стен.

Основное достоинство данных мониторов – отличная «читабельность» как на средних так и высоких частотах без фоновых шумов. Твиттер закрыт специальной решеткой, защищающей от механических повреждений. При включении на передней части зажигается световой индикатор, извещающий о начале рабочего процесса. Изнутри наружу выходит массивный радиатор. Это говорит об аналоговом усилении, а блок питания уже собран на плате. Монтаж деталей очень аккуратный, все соединения тщательно загерметизированы, что является свидетельством о добросовестном подходе к сборке бюджетного сегмента. Раздельное усиление с биампингом с конечными усилителями LM-3886 не оставит равнодушным ни одного любителя музыки, так как именно они стали культовыми для аудио-кулинаров.

Покупатели в своих отзывах хвалят отличную сборку, неплохой корректор высоких и низких частот и неплохую панораму по ширине.

Третье поколение KRK ROKIT недаром попало в наш топ лучших бюджетных студийных мониторов. Её цена одинаково привлекательна как для профессионалов, так и для любителей, мечтающих иметь маленькую домашнюю студию. Она отлично подходит для записи, сведения, мастеринга и воспроизведения музыки. Из особенной важных для пользователя производитель выделяет наличие биампинга, усилители класса A и B. В общей структуре модели применен 5 дюймовый композитный вуфер из армированного стекла и однодюймовый купольный твиттер. Частотный диапазон – 45 Гц-35 кГц в окне ± 2 ДБ. Общая мощность 50 Вт. Все основные компоненты управления находятся на тыловой части корпуса.

Монитор получил большое количество положительных отзывов покупателей, которые отмечают увеличенный диапазон воспроизводимых частот, автоматическое выключение через 30 минут после простоя без сигнала, мощный усилитель и невысокую цену.

Модель является самой доступной в модельном ряду своей линейки. Основное ее достоинство – наличие технологии image control waveguide, помогающей контролировать звук в разных плоскостях. Комплект поставки включает в себя документацию, мягкие клеящиеся ножки и кабель питания. Динамик представляет собой двухполосный активный монитор ближнего поля и был разработан полностью с нуля. Нижний частотный драйвер – 5 дюймов, обладает сочными глубокими басами и по спецификации отыгрывает до 43 Гц. Это впечатляющий показатель для таких габаритов. Неодимовый купольный твиттер в размере 1 дюйм, обеспечивает диапазон в 24 кГц, что выше человеческого порока слышимости. Драйверы снабжены усилителями класса D, 141 Вт. Фазоинвертор расположен сзади, поэтому ставить вплотную к стене LSR305 нежелательно. Там же располагаются разъемы для подключения и основные управляющие элементы.

Покупатели в своих отзывах отмечают удобные размеры, легкость установки, подключения и демонтажа, а также качественную сборку.

Став дочерним предприятием, Axelvox не растеряли своей креативности, выпустив на рынок модель PM-5A. Основная цель компании – сделать доступным качественный звук по низкой цене, что у них и получилось. Активные двухполосные студийные мониторы отлично подойдут для студийной звукозаписи, мультимедийных рабочих станций, мониторинга клавишных инструментов и видеопродакшена.

В отличие от конкурентов своего ценового сегмента, данная модель отличается нестандартным материалом исполнения – древесиной. Фазоинвертор здесь расположен спереди, что обеспечивает прекрасное качество звука. Встроенные усилители имеют большой запас мощности, а низкочастотный и высокочастотный динамики обеспечивают ровную частотную характеристику. На задней крышке главного динамика расположены разъемы для балансного и небалансного соединения. Регулировки частот и управления сигналами находятся там же.

Внимание! Представленная выше информация не является руководством к покупке. За любой консультацией следует обращаться к специалистам!

markakachestva.ru

Как выбрать студийные мониторы? (+инфографика)

 

Студийные мониторы призваны обеспечивать наиболее точную и ровную передачу музыки, насколько это возможно. Вне зависимости от того, как они применяются, для записи, редактирования, сведения или мастеринга, звуковая прозрачность студийных мониторов гарантирует, что готовый материал будет хорошо звучать в наушниках, автомобильных аудиосистемах, по телевизору и в любых других системах воспроизведения.

Но, поскольку точность передачи является не единственным параметром для выбора, мы решили составить для Вас этот гид.

Если у Вас останутся вопросы после прочтения гида, Вы всегда можете обратиться за консультацией к нашим менеджерам. 

Активные и пассивные мониторы

На сегодняшний день на рынке присутствует большое множество активных студийных мониторов на любой выбор, но, стоит отметить, что индустрия звукозаписи зародилась и развивалась с пассивными мониторами. Поскольку ни один тип не имеет абсолютного превосходства над другим, следует, в первую очередь понимать разницу между ними.

Пассивные мониторные системы являются модульными и требуют подключения к соответствующему усилителю и кроссоверу. В активных мониторах эти компоненты встроены в корпус, что дает им определенные преимущества. Вам не придется иметь дело с дополнительным оборудованием и Вы знаете, что встроенный усилитель специально подобран к динамикам для наилучшего качества звучания.

Конечно, можно собрать великолепную пассивную мониторную систему, но бесчисленное количество профессиональных студий по всему миру используют активные системы и не жалуются. Если у Вас нет специфических причин для использования пассивных систем, по всей вероятности, Вы по достоинству оцените удобство и качество звучания активных мониторов.

Перейти к выбору активных мониторов>>>

Перейти к выбору пассивных мониторов>>>

Мощность. Сколько Ватт нужно?

В студийных мониторных системах допустимая мощность будет иметь большое влияние на общее звучание, а не только на громкость. Она также определяет динамический диапазон и объём запаса до достижения пиков сигнала. При большей мощности вы сможете слышать больше деталей и нюансов звучания и делать более точные настройки компрессоров, лимитеров и гейтов. 

Другими словами, если вы прослушиваете один и тот же микс на двух мониторных системах с различной мощностью на одном уровне громкости, система с большим значением будет иметь больший запас.

Многие не знают, но пики (переходные звуки, например, удары по барабанам) могут требовать в 10 раз больше мощности, чем другой музыкальный материал. Так, для заданного уровня громкости, который в среднем может требовать 20 Ватт, для пиков понадобится 200. И если Ваш усилитель способен выдавать 70 чистых Ватт, то Вы недополучите 130 до качественной передачи звука. В результате получается большее искажение и возможна перегрузка во время этих пиков. С бас-бочкой ударной установки такое случается очень часто.

Если у Вас нет необходимости в максимально высокой мощности, помните, что большее количество Ватт создают лучшее качество звука и более широкий динамический диапазон, а не только общую громкость.

Усиление сигнала – одиночные, двойные и тройные конфигурации

Как входной сигнал распределяется в студийных мониторах между динамиками, определяется конфигурацией усилителя. Многие мониторы оснащены двумя динамиками: твитер для высоких частот и вуфер – для низких и средних. В некоторых есть и третий динамик, и низкие частоты отправляются на вуфер, а середина – на данный специализированный динамик.

При одиночной конфигурации, кроссовер разделяет выходной сигнал одного усилителя и отправляет соответствующие частоты на каждый динамик: низкие частоты на вуфер и высокие на твитер. При двойной конфигурации, за кроссовером следуют два раздельных усилителя, каждый из которых используется для передачи сигнала на конкретные динамики. Студийные мониторы с разделением сигнала на три элемента (высокие, средние и низкие частоты) и тремя усилителями имеют тройную конфигурацию.

В общем говоря, двойная и тройная конфигурация имеют более точную частотную характеристику и качество звучания. При индивидуальном усилении каждого динамика, в отличии от использования общего усилителя, они способны воспроизводить специализированный частотный диапазон более точно.

Мониторы с однополосным усилением>>>

Мониторы с двухполосным усилением>>>

Мониторы с трехполосным усилением>>>

Материалы динамиков

Часто можно услышать вопрос, из чего должен быть сделан диффузор динамика? Вы можете найти самые различные виды материалов драйверов, от бумаги до кевлара и алюминиевого сплава. Производители постоянно изобретают нечто новое, и если Вам это интересно, то есть множество сайтов, на которых можно узнать о свойствах того или иного материала. Но подумайте, действительно ли это так важно? 

Материалы играют важную роль в звучании динамика, но будете ли Вы приобретать мониторы на этом основании? В такой ситуации можно быстро запутаться, если сосредоточиться на материале, а не на других плюсах той или иной модели.

Корпус: с портом или закрытого типа?

Существует большое количество как малых, так и крупных студийных мониторов, оснащенных портом фазоинвертора, который помогает расширить низкочастотный диапазон. Такая конфигурация имеет свои плюсы, но точность передачи сигнала мониторов с портом может быть не столь высока как у закрытых корпусов. Такое поведение особенно характерно, если порт расположен на задней панели монитора, и он установлен слишком близко к стене. Если у Вас нет возможности установить мониторы на достаточном расстоянии от стен и углов помещения, то следует выбрать модель с портом на передней панели или закрытого типа.

 

Перейти к мониторам фазоинверторного типа>>>

Перейти к мониторам закрытого типа>>>

Эквалайзер, коррекция помещения и другие функции

Многие студийные мониторы оснащены некоторыми типами эквалайзеров, призванных помочь настроить мониторы под помещение. Некоторые даже оборудованы системами цифровой обработки, которые оптимизирует звучание под конкретное акустическое пространство. Хоть эти функции и полезны, важно помнить, что физику не обманешь.

Эквалайзер и корректирующий процессор могут помочь вытянуть максимум из плохо звучащего помещения или заставить комнату с хорошей акустикой звучать лучше. Но в конечном счете, ни одни мониторы не могут скрасить неконтролируемые звуковые волны. Для этого необходима акустическая звукоизоляция, с которой вы можете ознакомиться в соответствующем разделе.

Нужен ли сабвуфер? 

Это напрямую зависит от того, что Вы планируете делать со звуком. Если вы занимаетесь звуком на ТВ или в киноиндустрии, то мониторная система с сабвуфером практически необходима. Если Вы сводите демо-запись своей группы, которая записана на репетиционной точке, то пары мониторов будет вполне достаточно.

Спросите себя, где и как Ваш проект будут слушать? Если это будет домашний кинотеатр с сабвуфером или мощная акустическая система в ночном клубе, то Ван необходим сабвуфер для того чтобы слышать, что происходит на самых низких частотах. Если Вы сводите музыку, которую скорее всего будут слушать в плеерах или в машинах, возможно Ваши композиции не особо выиграют от расширенного частотного диапазона, который добавит сабвуфер Вашей мониторной системе.

С другой стороны, важное значение имеет размер помещения. Не вдаваясь глубоко в физику, маленькие комнаты просто недостаточно велики для того, чтобы басовые частоты полностью раскрывались. Установка сабвуфера в небольшие помещения лишь создает дополнительные звуковые неровности: можно услышать пики и провалы громкости в разных точках комнаты, некоторые басовые ноты будут звучать отчетливо, а другие – туманно, а общее звучание будет несбалансированным.

Следует быть внимательным относительно прослушивания слишком большого объёма низких частот и искаженного восприятия, каким должен быть нижний порог, подходящий для Вашей музыки. Акустическая звукоизоляция, в частности басовые ловушки, помогают скрасить эти недостатки, но размер комнаты всегда будет ограничивающим фактором в вопросе точности передачи звука.

Перейти к выбору сабвуферов>>>

Размещение и изоляция

Чтобы, как минимум, не было «слепых» зон, размещайте студийные мониторы так, чтобы они составляли равносторонний треугольник с Вашей головой. Другими словами, устанавливайте мониторы на том же расстоянии друг от друга, что и от Вашего рабочего места. В результате Вы получите наиболее точную звукопередачу и стереокартину.

Мониторы звучат значительно лучше, если они расположены на специальных стойках, а не на столе ил рядом с микшерным пультом. В противном случае, звук будет отражаться от столешницы или панелей микшера и будет достигать ушей чуть позже прямого звучания, что снизит точность мониторинга.

Небольшой совет от профессионалов: поместите небольшое зеркало на любую твердую поверхность между рабочим местом и мониторами. Если Вы видите отражение монитора, сидя в рабочем положении, то эта поверхность будет действовать как акустическое зеркало и отражать звук. А, следовательно, искажать общую картину.

В идеале, любая твердая поверхность между Вами и мониторами должна быть отделана звукопоглощающим материалом. Также, мониторы передают часть мощности в поверхность, на которой они расположены, что вызывает колебания и искажения, если они не изолированы. Размещение студийных мониторов на стойки с изоляционными панелями – оптимальное решение для качественного звука. 

Перейти к выбору аксессуаров>>>

Прочие параметры

Мы рассмотрели основные аспекты при выборе новых студийных мониторов, но есть ещё несколько позиций, о которых следует помнить:

Размер

Размер мониторов должен соответствовать размеру комнаты. Если вы работаете в небольшом помещении, то более точное звучание получается с меньшими мониторами.

Звук

Помните, что, говоря технически, студийные мониторы не должны звучать хорошо. Они должно точно передавать оригинальное звучание, на сколько это возможно. Идеальная пару студийных мониторов вскроет каждую деталь вашего звука, как хорошую, так и плохую по всему частотному диапазону.

Помните, что практически невозможно предугадать, как мониторы будут звучать в Вашем помещении. Даже если Вы послушаете комплект в нашем шоу-руме или у друзей, у Вас она может зазвучать совершенно по-другому. Можно отметить для себя некоторые характеристики, но не стоит ожидать абсолютно идентичного звука.

Акустическая звукоизоляция

Если Вы серьезно относитесь к выбору студийных мониторов, то следует также серьезно отнестись к вопросу акустики помещения. Если Вы только начинаете работать со звуком, то мы рекомендуем приобрести хотя бы минимальный набор звукоизоляции. Так Вы сможете слышать больше прямого звучания из мониторов и значительно меньшее количество отражений.

Перейти к выбору студийной изоляции>>>

Перейти к выбору студийных мониторов>>>

Надеемся, данный гид оказался полезным для Вас! Если Вам необходима дополнительная консультация, то Вы всегда можете обратиться к нашим менеджерам. Ну а для наглядного представления вышесказанного мы также подготовили для Вас инфографику. 

djshop.by

Гид по студийным мониторам

Студийные мониторы – это акустическая система, необходимая для контроля качества звучания записываемой в студии музыки, а также один из ключевых элементов вашего сетапа.

При покупке студийных мониторов следует быть особенно внимательным, так как они очень различны по качеству, бывают мониторы как действительно хорошие, так и не очень. Конечно, на рынке есть и обычные hi-fi колонки, которые имеют привлекательную цену, однако и качество будет соответствующим.

Ниже будут рассмотрены основные принципы студийных мониторов, разобраны детали и особенности.

Дизайн

На первый взгляд все студийные мониторы кажутся одинаковыми, единственное отличие – габариты. В действительности же, все немного не так.

Закрытые акустические системы и системы с фазоинвертором.

По исполнению корпуса все акустические системы делятся на несколько видов. Самый простой вариант - герметично закрытый корпус. Такая система имеет соответствующее название – АС закрытого типа. Среди несомненных достоинств такой конструкции – простота исполнения.  Но есть и минус - сложность получения низкой граничной рабочей частоты.

Данная проблема была решена благодаря появлению систем с фазоинвертором. Их отличие заключается в наличии выходного отверстия (фазоинвертора), который находится на передней или задней стенке.

На сегодняшний день подавляющее количество АС используют корпус с фазоинвертором, что объясняется удобством работы и гораздо меньшими размерами, в сравнении с системами в закрытых корпусах.

Тип: пассивный, активный, с усилением

Для многих начинающих музыкантов и саундпродюсеров тип будущих мониторов – это сложный и непонятный вопрос, а между тем, это один  из важнейших параметров при выборе.

Пассивный тип мониторов был самым распространенным вариантом на протяжении многих лет. Пассивные студийные мониторы требуют внешнего усилителя, чтобы разогнать аудиосигнал до нужного уровня. Перед тем, как попасть в драйвер, аудио сигнал проходит через пассивный кроссовер и разделяется там, в результате низкие частоты посылаются в вуфер, а высокие – в твитер.

При выборе подобного оборудования стоит быть осторожным, так как часты случаи, когда пользователь приобретает слишком мощный усилитель. Интересно то, что недостаточно мощный усилитель также плохо скажется на технике. Драйверы, которые были перегружены из-за неподходящего усилителя, обычно не покрываются гарантией, поэтому вернуть мониторы не получится.

В общем, необходим усилитель, чей уровень RMS мощности на канал соответствует программному уровню мощности динамика и уровню сопротивления.

Важно понимать, что звучание усилителя очень сильно сказывается на звучании монитора. Поэтому пассивные мониторы и усилитель должны соответствовать друг другу. Попытка сэкономить на усилителе приведет к  весьма посредственному звуку.

Активные мониторы в большинстве случаев являются более предпочтительными для музыкантов и звукорежиссеров. От пассивных  мониторов они отличаются двумя параметрами. На кроссовере установлена активная схема, которая работает на линейном уровне и обеспечивает простое управление. Во-вторых, разные сигналы посылаются на разные усилители (система Bi-Amp, раздельное усиление), а  оттуда – на драйверы. Такое разделение систем позволяет осуществлять более тщательный и независимый контроль. Усилители в таких АС уже заранее подобраны производителем по всем параметрам, такие мониторы удобнее в работе из-за меньшего количества необходимой коммутации.

Количество полос

Говоря в целом, мониторы имеют 2 или 3 драйвера, которые необходимы для поддержания полного спектра диапазона частот. 3х-полосные системы включают вуфер, среднечастотный драйвер и твитер для передачи басов, средних и высоких частот. 2-полосные системы используют вуфер и для низких, и для средних частот. Иногда можно встретить 2-полосные мониторы, которые используют 2 низкочастотных драйвера, они работают в тандеме и выдают больше низких частот. Самыми распространенными являются 2х полосные системы.

Наконец, существуют еще 1-полосные конструкции мониторов, их нельзя отнести к hi-fi категории, они созданы для использования в качестве вспомогательных, чтобы музыкант имел представление о том, как будет звучать его микс на домашних системах.

Сабвуферы

Считается, что сабвуферы предназначены в основном для систем «звук вокруг», типа 5.1 и 7.1, но они не редко используются и для работы  в стерео, 2.1. При использовании сабвуфера, очень низкие частоты будут усилены, а мониторы возьмут на себя воспроизведение остального спектра.  Как и в случае с мониторами, очень важно решить вопрос о  расположении сабвуфера в помещении, дабы избежать ненужных резонансов. У большинства студийных сабвуферов есть сквозные линейные выходы для мониторов и встроенный кроссовер. Помимо этого, на некоторых моделях предусмотрена возможность отключения сабвуфера футсвитчем, для удобства работы звукорежиссера.

Установка и позиционирование

Очень важно не просто выбрать хорошие мониторы, но и суметь их грамотно расположить – в этом есть много подводных камней, на которые натыкаются новички. Выбрать такую точку для монитора, чтобы слушатель получил правильный звук без искажений может быть не так просто. Вообще, использование мониторов среднего поля (о них ниже) в больших студиях и контрольных комнатах подразумевает соответствующее акустическое оформление помещения.

Отражение от стен и других поверхностей может помешать процессу микширования, но при этом это не так критично, если речь идет об  использовании мониторов ближнего поля, когда слушатель находится слишком близко к источнику звука. Однако мониторы и ближнего, и среднего поля могут страдать от отражения звука, исходящего с боковых сторон.  Это отражение повлечет изменения в частотном диапазоне и не лучшим образом повлияет на все звучание в целом. Чтобы избежать подобных проблем, следует пересмотреть расположение мониторов в помещении. Также, возможно, имеет смысл подумать об акустическом оформлении поверхностей. Стоит сказать, что малейшее перемещение источника звука может сильно сказаться на его восприятии.

Конечно, вряд ли получится правильно расставить мониторы с первого раза, уделив этому процессу всего несколько минут. Здесь понадобится  провести несколько проверок, чтобы найти лучшее положение для монитора. Для тех, кто не до конца полагается на собственный слух, существуют специальные системы, состоящие из ПО, измерительных микрофонов и специальных АЦП, которые позволят подстроить выходной сигнал под определенное помещение.

Иногда для хорошего звучания следует отредактировать не только угол монитора, но и высоту, на которой он расположен. В идеале, твитер должен располагаться на уровне ушей и немного под наклоном, так монитор будет полностью направлен на слушателя. Также стоит уделить внимание и монтажу мониторов, а также конструкциям, используемым для их установки. Существуют стойки и подставки, выполненные из специальных материалов, они призваны подавлять лишние вибрации.

Уровни мониторинга

Ходит много разговоров вокруг «правильного» уровня мониторинга, и зачастую все сводится к тому, что от собственных предпочтений здесь мало что зависит. В 1930-х годах американские физики выяснили, что человеческое ухо наиболее чувствительно в диапазоне от 3 до 4 кГц и менее чувствительно выше и ниже этого параметра. Кривая Флетчера- Мэнсона представлена на рисунке ниже:

Микширование на небольшой громкости потребует увеличения низких и добавления верхних частот, для того, чтобы звук показался вам сбалансированным. На большой громкости, в р-не 120dB данный эффект будет минимальным, однако мониторинг на таком уровне быстро заставит вас попрощаться с карьерой музыканта или звукорежиссера и может вызвать проблемы со слухом. Идеальный мониторинг проходит на уровне 85dB, но часто бывает, что музыканты предпочитают более низкий порог, только иногда добавляя громкости. Очень важно правильно выставить баланс, так как трек будет прослушиваться на самых разных уровнях.

Терминология

Здесь будут рассмотрены ключевые термины, которые понадобятся при выборе монитора и его установке:

Класс мощности

Один лишь показатель мощности не означает, насколько громко будет звучать монитор, как зачастую думают начинающие музыканты. Громкость монитора зависит от совокупности сразу нескольких параметров: чувствительности, импеданса и др. Мощность измеряется в Ваттах и имеет следующие обозначения:

Как было сказано выше, важно, чтобы показатель RMS усилителя соответствовал показателю  “program”  динамика.

В случае с активными АС, производитель уже все подобрал за вас.

Частотный диапазон

Частотный диапазон отображает частоты, которые воспроизводятся динамиком. Известно, что человеческое ухо различает звуки в диапазоне  от 20 до 20,000Hz. Большинство современных мониторов выдают максимум  20kHz, встречаются и такие, которые воспроизводят и 25, и даже 30kHz. Нижняя граница у 8ми дюймовых мониторов колеблется в р-не 35-40 Hz. Мониторы с вуфером на 5 дюймов обладают нижней границей в р-не 45-55 Hz, 3-4х дюймовые мониторы — 60Hz и выше. Как известно, дьявол кроится в мелочах, поэтому наиболее точное определение верхнего и нижнего порогов частотного диапазона – в точке, где оно перескакивает на 3dB или больше.

2-х и 3-хполосное усиление

Это метод усиления, который используют многие усилители, подключенные к кабинету. Стандартные активные мониторы используют такую систему по умолчанию, тогда как пассивные требуют нескольких внешних усилителей и активного кроссовера. Этот метод используется в случае больших сетапов.

Частота среза

Мониторы с фильтрами НЧ или ВЧ обычно имеют заранее заданную частоту или предоставляют выбор между 2 или 3 пользовательскими настройками.  Эти фильтры используются для регулировки частотного диапазона в соответствии с акустическими условиями комнаты или же при работе с сабвуфером в системе 2.1, чтобы отрезать частоты, воспроизведение которых возьмет на себя сабвуфер. Частота среза – это частота, выше или ниже которой мощность выходного сигнала уменьшается вполовину от мощности в полосе пропускания.

Частота кроссовера

Вуферы созданы для воспроизведения басовых частот, тогда как твитеры отвечают за высокие частоты. Кроссовер необходим для посыла определенных частот на конкретный драйвер. Частота кроссовера – это та частота, на которой разделяется аудио сигнал.

Импеданс

Импеданс измеряется в Омах и на сегодняшний день не является критично важным параметром при выборе мониторов. На него следует обратить внимание при выборе усилителей или, например, когда необходимо подключить несколько мониторов в одну цепь. Многие современные пассивные мониторы имеют импеданс от 4 до 8 Ом.

SPL

Аббревиатура  SPL расшифровывается как Уровень Звукового Давления. Звуковое давление - это переменное избыточное давление, которое образуется в упругой среде при прохождении через неё звуковой волны. Измеряется в Паскалях.

Тип фазоинвертора

Фазоинвертор - это отверстие на корпусе, предназначенное для снижения искажений и увеличения отдачи НЧ. Если планируется ставить мониторы близко к стене, то необходим монитор с  фазоинвертором на передней панели. Если же фазоинвертор расположен сзади, то расстояние между стеной и монитором должно составлять не менее метра.

Мониторы ближнего и среднего полей

На этот параметр стоит обратить внимание при выборе места для монитора. Мониторы ближнего поля обычно располагаются на расстоянии 1-2 метров от слушателя, что делает их идеальным вариантом для студий. Мониторы среднего поля имеют большие габариты и ставятся на расстоянии 2-4 метров от слушателя. На больших студиях звукозаписи используются мониторы как среднего, так и ближнего поля. Основной ошибкой у начинающих саундпродюсеров является мнение, что мониторы с одним вуфером на 6,5 и 8 дюймов это мониторы среднего поля. Это далеко не так. Такие мониторы выпускаются производителем для использования в качестве мониторов ближнего поля. Просто больший размер динамика дает более низкую граничную частоту, для того, чтобы звукорежиссер мог вести основную работу без использования сабвуфера. Мониторы среднего поля могут иметь один или несколько динамиков с размерами 8, 10 дюймов и более. Зачастую мониторы среднего поля — пассивные.

www.dj-store.ru


Смотрите также