Интерактивный музей это


Интерактивный музей и клубный час как средство социализации дошкольников

Титова Наталья Анатольевна Интерактивный музей и клубный час как средство социализации дошкольников

Современные требования, предъявляемые к работе в детском саду, требуют от педагога, постоянного поиска интересных форм работы с детьми.

Музей как хранилище культурного наследия человечества, произведений искусства обладает огромным потенциалом в деле воспитания и образования детей. Актуальность этого направления в деятельности музея нельзя недооценивать, поскольку ценностный ресурс музея чрезвычайно велик.

Интерактивный музей – экспозиция, где можно и нужно смотреть, трогать, думать. При его создании в образовательном пространстве педагог преследует цель: сделать тему более доступной для изучения.

Интерактивный – означает взаимодействовать, «inter» - взаимный,

«act» - действовать, взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалоге с кем – либо.

Интерактивность – основной методический приём в работе современного музея, когда он перестаёт быть хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания.

Применение интерактивной методики в музейной среде способствует организации качественной совместной работы педагога с детьми, достижению целей воспитания и обучения, более гибкому использованию универсальных дидактических методов.

А. Г. Асмолов отмечает, что технология развития дошкольного детства – это технология развивающего взаимодействия. Педагогическая работа с детьми с использованием интерактивного музея, по мнению Ткаченко Е. Ю., Зайцевой Е. В., отвечает данной технологии. Существует целый ряд проблем, с которыми сталкиваются музейные педагоги в своей работе: это и органично вписанное место выставки в групповом пространстве и отсутствие копий (дубликатов) экспонатов. В последнее время ведущим методом в многоступенчатой системе музейного образования становится интерактивный музей.

Подразумевается, что в арсенале технологий такого музея присутствует слайд – шоу, панорамные проекции, виртуальная реальность, аниматрониксы и много другое.

Современные музеи стали часто проводить такие мероприятия как «Ночь в музеи», «Ночь искусств в музеи», формируя свой имидж не только через экспонат, но и через деятельность. Организация мини мастерских с привлечение педагогов дополнительного образования».

Какие же преимущества даёт использование интерактивных методов в воспитательно – образовательном процессе?

Преимуществом интерактивных методов перед обычной экскурсией, безусловно является наличие обратной связи между педагогами и воспитанниками.

При такой активности у педагога имеется возможность модифицировать подачу материала, как бы «настроить её именно под данную группу детей.

Если говорить собственно об интерактивных экскурсиях и занятиях, то их отличает следующие.

1. Изначально воспитанники выступают постоянными соучастниками

Демонстраций различных опытов, в качестве демонстраторов опытов, и зачастую самим «объектом» демонстрации. Всё это значительно увеличивает долю слушателей, настроенных на восприятие информации.

2. При интерактивном способе подачи информации каждый ребёнок получает возможность продемонстрировать свою эрудицию и сообразительность, а это повышает привлекательность всего происходящего и включает соревновательный момент.

3. Надо отметить, что опыты, в которых воспитанники принимают участие в качестве демонстраторов и, тем более объектов демонстрации, легко и полезно превращать в соревнование. Тогда повторение является не скучной вещью, а элементом зрелищного атракциона.

Помимо интерактивных методов существуют так называемые интерактивные экспозиции. Их отличает тот момент, что иногда необходимы активные действия посетителя в различных формах, включающих непосредственный контакт с интерактивным экспонатом или участие в каком – либо интерактивном действии.

При непосредственной работе с интерактивными экспонатами ребёнок сам становится активным действующим лицом.

При общении с экспонатом он может самостоятельно задать программу действий и тем самым реализовать свой исследовательский потенциал. Чтобы не потерять саму музейную атмосферу, её культурологический аспект экспозиций необходимо рациональное сочетание традиционных и интерактивных форм подачи материала.

Как только при проведении экскурсии педагог задаёт детям вопрос и получает на него осмысленный ответ, это и есть начало использования интерактивного метода. А интерактивным становится экспонат, который можно трогать и который по – разному откликается на различное воздействие, давая ответы на ваши вопросы, предположения и догадки.

Интерактивный детский музей предполагает создание особой ситуации, которую можно назвать «наедине с экспозицией» - наедине, но не в одиночестве. В музее создаётся особая музейно – образовательная среда, для которой ключевыми являются слова «я сам», действую, думаю, принимаю решение.

Проектируя такую среду, педагог обязан самого начала продумать, как можно организовать взаимодействие ребёнка с воспринимаемым материалом.

Иными словами, поставить перед собой вопрос: что будет делать ребёнок в данном пространстве: в чём участвовать (отсюда термин «участвующие композиции», какие действия совершать, каким образом проявлять свою сообразительность и другие качества? Такой музей должен подойти к детям. Чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что – нибудь сделать своими руками (ночь искусств в музеи). Интерактивный музей создаёт условия, позволяющие ему не только «хранить и показывать, но и обеспечивают активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре.

Посетители «музея» (воспитанники, педагоги, родители) являются активными участниками создания музейной среды.

Они активно взаимодействуют между собой, создавая особое музейное пространство, выступают участниками процесса.

Дошкольники чувствуют свою причастность к формированию экспозиции: участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты и часто становятся экскурсоводами.

Организация «Клубного часа» каждую пятницу под названием «Утро искусств - в детском саду», когда на один час детский сад будит превращаться в творческую мастерскую, где каждый педагог каждой группы будит принимать детей из любой другой группы по их желанию….(Заранее необходимо продумать организацию, привлечь в помощь помощников воспитателей)

Например, в одной группе: плетут весняночки из разноцветной пряжи

В другой весняночек из бисера

В третьей подснежники из бумаги, или другого материала

Дети самостоятельно выбирают в какую творческих мастерскую они могут пойти. Координатор (старший воспитатель, или заведующая, помогают детям сделать выбор, то есть проговаривают «Меню дня» что и где и с кем из педагогов ребята могут научиться делать.

www.maam.ru

Создание и оборудование интерактивных-мультимедийных музеев по России

Мультимедийный музей, созданный с помощью современных интерактивных технологий, в 21 веке вывел музейное дело на совершенно иной уровень. Создание мультимедийного музея – это лучший способ оживить историю.

Разработка и внедрение интерактивных и мультимедийных технологий в музее является одним из важнейших направлений деятельности студии «Симметрия».

Студия «Симметрия» производит следующие виды оборудования для интерактивных музеев:

  • «Музейный менеджер» - система управления мультимедийной экспозицией с помощью пульта ДУ, планшета или механической активации отдельной зоны;
  • Информационный – включает в себя справочную систему, контент для мультимедиа средств (киосков, экранов, сенсорных столов, TV) и аудиогида;
  • Эмоциональный – представлен несколько вариантами, среди которых можно отметить виртуальные (экспозиция, «примерочная», комната виртуальной реальности), интерактивные (стена, витрина, мультимедийная книга, интерактивный макет) и 3D видеомэппинг.

Интерактивный киоск для музея - автоматический программно-аппаратный комплекс, предназначенный для оказания справочных услуг и улучшения качества обслуживания посетителей;

Интерактивная доска для музея - используется для информирования гостей обо всех открытых выставках и экспозициях, а также показа фильмов и разных изображений;

Интерактивные экраны для музея – существуют в вертикальной и горизонтальной вариации, могут устанавливаться как на стену, так и на стол, идеально подходят для выездных мероприятий, имеют интуитивно понятный интерфейс и высокую скорость касания, предназначен для проведения обучающих занятий, презентаций, выставок и т. д.

Создание интерактивного музея проходит в несколько этапов. Рассмотрим каждый из них.

Первый этап – очень важный, он включает в себя всю основную работу:

  • Разработка концепции интерактивных и мультимедийных зон;
  • Написание отдельных сценариев для мультимедийных инсталляций;
  • Подготовка краткого описания общих принципов подачи контентного материала;
  • Составление общих рекомендаций по применению аудиовизуальных технологий;
  • Создание эскизов мультимедийного оформления;
  • Подготовка синопсисов под сценарии.

Следующий, самый долгий и, пожалуй, самый ответственный этап производства. В него входит несколько важных составляющих:

1. Разработка сопровождающего видеоряда для создания эмоциональных точек экспозиции:

  • Изучение и анализ материалов;
  • Подготовка раскадровки сценария;
  • Съемка;
  • Прорисовка дополнительных элементов кадров;
  • Анимация кадров и переходов;
  • Озвучивание;
  • Сбор видео роликов.

2. Работа со справочной системой:

  • Создание каталога исторической справки;
  • Поиск и подбор архивных материалов (фото и видео);
  • Разработка интерфейса мультимедийной экспозиции;
  • Подготовка дополнительных иллюстраций;
  • Анимирование и верстка интерфейса;
  • Программирование базы данных;
  • Программирование логики взаимодействия базы данных с программным продуктом;
  • Сборка готового решения;
  • Тестирование и отладка.

И последний этап: доставка, установка и запуск мультимедийного аппаратно-программного комплекса

Чтобы обеспечить качественную и бесперебойную работу интерактивного оборудования в музее, мастерам необходимо:

  • Подготовить план расстановки оборудования;
  • Спланировать прокладку кабельной трассы;
  • Смонтировать оборудование;
  • Отредактировать сетку отображения видео контента;
  • Установить необходимое программное обеспечение;
  • Настроить и подготовить оборудование к запуску проекта;
  • Протестировать работу аппаратно-программного комплекса;
  • Написать инструкцию по эксплуатации и обслуживанию;
  • Ознакомить сотрудников с работой мультимедийных технологий в музее.

Студия «Симметрия» активно занимается внедрением интерактивных технологий в музеях. Кроме опыта работы нашу фирму отличает масса важных преимуществ:

  • У нас можно заказать любой тип интерактивного оборудования;
  • Доставка по всей стране и в ближнее зарубежье;
  • Несколько филиалов – помимо головного офиса, расположенного в Москве, мы имеем филиалы в СПБ и Екатеринбурге;

symmetry-museum.ru

Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как современные тенденции развития музея

Биксалеев А. А. Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как современные тенденции развития музея // Молодой ученый. — 2016. — №22. — С. 236-238. — URL https://moluch.ru/archive/126/34966/ (дата обращения: 05.10.2019).



В настоящее время мы находимся в процессе становления информационного общества, который задает тенденции развития для всех сфер человеческой деятельности в целом. Для музейного дела, развитие современных информационных технологий также диктует новые тенденции.

Концепция, лежащая в основе функционирования музеев, по мнению А. Ю. Гиля, определяется социальными, политическими условиями и идеологией общества на этапе перехода и становления постиндустриальной культуры. Особенно наглядно это прослеживается в последние десятилетия, когда в обществе происходят активные социокультурные преобразования за счет ускоряющихся темпов развития информационных и коммуникационных технологий [2].

Меняются приоритетные направления деятельности современного музея, когда внимание не акцентируется на предметных экспозициях и коллекциях, а перемещается в сторону активного взаимодействия и исследования целевой аудитории, что не означает отказа от традиционных функций музея. Интерес к посетителю как главной фигуре музейной коммуникации ускоряет процесс пересмотра общей концепции музея как социального института. Большинство музеев перестали быть закрытыми академическими институтами, они представляют сегодня гостеприимное, вдохновляющее и привлекательное публичное пространство, где внимание сосредоточено на направлениях, формах и методах контакта с потенциальной и реальной аудиторией, а также на определении стратегии развития музейной деятельности.

Освоение музейной информации на принципиально новом уровне происходит в процессе посещения музея и вовлеченности субъекта в образовательный процесс, включающий передачу и усвоение знаний, а также приобретение умений и навыков. Обучение в музее предполагает получение дополнительных или альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере, возможно, получить в других образовательных учреждениях.

В работу музеев активно внедряются анимация и интерактивность. Средства анимации используются в экспозициях какой-либо исторической эпохи, где персонажи в соответствующих костюмах «оживляют» место и время. Экскурсоводы или аниматоры в таких музеях — это либо волонтеры, либо актеры, наглядно демонстрирующие уклад жизни различных эпох и народов. Основная цель анимационного метода — не просто предъявить посетителю музея предметный мир прошлого, но показать взаимодействие человека с этим миром, вовлечь его в действие [2].

В центре нашего внимания — направления, необходимые для функционирования современного музея, отвечающие последним новшествам музейного дела. Среди них такие, как: интерактивные занятия с посетителями; интерактивная экспозиция с использованием информационных технических средств; музей, как средство самообразования граждан. Приведенные выше направления работы с посетителями в той или иной мере организуются и проводятся в Забайкальском краевом краеведческом музее им. А. К. Кузнецова.

Интерактивные технологии позволяют сделать видимым то, что невозможно увидеть невооруженным взглядом, имитировать любые ситуации, моделировать различные явления, интенсифицируют передачу информации, значительно расширяют иллюстративный материал, создают положительный эмоциональный фон, т. е. обладают большой информативностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений, обеспечивают большую наглядность [8].

Под интерактивным занятиям с посетителями понимается тесная работа сотрудников музея с визитерами, когда посетитель становится главным действующим лицом во время посещения музея, находится в режиме беседы или диалога с кем-либо. Цель интерактивных занятий состоит в создании комфортных условий обучения, при которых слушатель чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения [9].

Следует выделить экскурсионное обслуживание визитера, как наиболее распространенную форму взаимодействия, когда посетителю предлагается устный рассказ о музейной коллекции, представленной для обзора.

Один из типов интерактивных занятий — мастер-классы и праздники. Данный тип занятий применяется в краеведческом музее сравнительно недавно и представляет собой действия, приуроченные к определенным праздникам, памятным датам и т. д., когда посетитель может не просто наблюдать тематические выставки, но и принимать участие в мастер-классах по созданию различных этнических предметов, практиковаться писать старинные письма, участвовать в лотереях, конкурсах и открытых показах фильмов и т. п. Различные викторины, конкурсы, проводимые во время музейных праздников требуют умственной деятельности и ответов по информации, полученной во время посещения музея. Так, традиционными праздниками для краеведческого музея уже стали: Ночь в Музее –приуроченная ко дню музеев России, День тигра, Ночь искусств, День космонавтики, Синичкин день. Во время данных праздников проводятся викторины, мастер-классы, игры, показы фильмов, выступления музыкантов. Такой тип взаимодействия с посетителем обеспечивает усвоение полученной информации во время нахождения в музее как личностно-значимой.

Новым направлением в работе с визитерами является интерактивная «Мини-лаборатория» для школьников 2–6 классов. Данный проект включает в себя разработку и проведение серии занятий по краеведческой направленности и предусматривает непосредственное участие в процессе. На данный момент нами разработаны занятия по следующим темам:

‒ «Жизнь в капле воды» — ученики знакомятся с основами работы с микроскопом, изучают растительную клетку и одноклеточных обитателей водной среды;

‒ «Парк юрского Забайкалья» — ребята знакомятся с вымершей фауной и флорой Забайкальского края, работают с палеонтологическими образцами;

‒ «Удивительное рядом» — занятие знакомит школьников с разнообразием насекомых Забайкалья.

В «Мини-лаборатории» школьник самостоятельно может работать с биологическим микроскопом, палеонтологическими и биологическими образцами и коллекциями. Такая работа не только меняет отношение ребенка к музею как к месту, где в традиционном понимании можно только смотреть, но еще можно все трогать руками и чувствовать себя в роли исследователя. Данная практика выполняет важную роль развития познавательного интереса у младшего школьника и стимулирования желания самообразования.

В последние годы активно внедряется в музейную деятельность интерактивные экспозиции с использованием информационных технических средств. Подобная экспозиция подразумевает под собой не только осмотр экспонатов, но и активное взаимодействие посетителя с музейной выставкой путем внедрения в экспозицию подвижных элементов, сопровождения звуковыми эффектами, оснащения электронными гаджетами-гидами и др. [7].

Так, например, в музее Гранд-макет Россия, представлена большая диорама России в миниатюре, где посетитель может сам, нажимая на кнопки, управлять движением поездов, автомобилей, людей и т. д. Во многих крупных музеях России информация об экспонатах представлена на электронных мониторах, где посетитель самостоятельно может найти необходимую информацию об интересующем его объекте, просмотреть небольшой видеофрагмент или фотографии о нем [3].

В перспективе в Забайкальском краевом краеведческом музее запланировано внедрение применения интерактивных мониторов, но пока вся информация об объектах находится на стандартных пластиковых этикетках. В рамках деятельности отдела природы планируется создание экспозиции, приуроченной к юбилею Государственного природного биосферного заповедника «Даурский», которая была бы оснащена электронными мониторами, современными элементами оформления витрин.

Как средство самообразования граждан музей выступает, в том случае, когда некий процент посетителей усваивает новые знания самостоятельно, иными словами у человека возникает развитие познавательного интереса и желание удовлетворить информационные потребности. Сотрудники Забайкальского краевого краеведческого музея активно работают в этом направлении. Нам представляется интересным практический опыт исследователей в проектировании образовательных квестов на основе технологической карты в рамках квест-технологии [4; 5; 6] и разработка различных вариантов образовательных квестов для посетителей музея, в том числе, и квест-экскурсий [1].

Таким образом, переход к информационному обществу меняет тенденции современного музея в сторону наибольшего взаимодействия с посетителем, выступая в роли образовательного партнера для современного визитера. Привычные экспозиции для обычного наблюдения отходят на второй план и развиваются в направлении современных технических средств, а также тесного взаимодействия с человеком.

Литература:

  1. Алексеева Н. Д., Рябова Е. В. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20). С 14–17.
  2. Гиль А. Ю. Изменения в деятельности музеев с учетом тенденций развития современного общества, Вестник Томского государственного университета. № 364. 2012. С.49–53.
  3. Гранд-макет Россия // URL. https://grandmaket.ru/ — (дата обращения 29.09.2016).
  4. Игумнова Е. А., Радецкая И. В. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования // Современные проблемы науки и образования. 2016.
  5. Игумнова Е. А., Радецкая И. В. Квест-технология в образовании. Учебное пособие для студентов высш. и сред. учебных заведений. Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2016.
  6. Игумнова Е. А., Радецкая И. В. Проектирование образовательного квеста на основе технологической карты (на примере урока биологии) // Биология в школе. 2016. № 6.
  7. Международный экспо-центр // URL. http://www.expocentr.ru/ru/articles-of-exhibitions/interaktivnaya-vystavka/ (дата обращения 29.09.2016).
  8. Николаюк И. В., Капанина Е. Е. Информационные коммуникационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей. Забайкальский гос. гуманитарно — пед. ун-т. Им. Н. Г. Чернышевского. Чита, 2010. 129с.
  9. Социальная сеть работников образования — http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2013/12/21/interaktivnye-metody-obucheniya. — (дата обращения 26.09.2016).

Основные термины (генерируются автоматически): посетитель, современный музей, Забайкальский краевой краеведческий музей, музей, посетитель музея, познавательный интерес, музейная деятельность, краеведческий музей, информационное общество, время посещения музея.

moluch.ru

5 интерактивных музеев мира из разряда must see

16 августа 2017

Тихие залы и замершие под стеклом экспонаты, грозные смотрительницы и мелкий нечитабельный шрифт в подписях — вот с чем у многих ассоциируются музеи. Однако технологии и компьютеризация потихоньку проникают в разные сферы жизни современного человека. Все чаще стали появляться музеи, где главными действующими лицами становятся сами посетители, а монотонная экскурсия превращается в высокотехнологичный аттракцион. Редакция VTBRussia.ru отобрала пять интерактивных музеев из разных уголков мира, пройти мимо которых просто невозможно.

Музей поп-культуры Сиэтл, штат Вашингтон, США

Некогда Музей музыки Experience Music Project, или EMP, сегодня сменил концепцию и превратился в Музей поп-культуры — Museum of Pop culture, сокращенно MoPOP. Однако про музыку здесь все равно говорится много. Если посмотреть на эту архитектурную металлическую мешанину с высоты птичьего полета, можно разглядеть очертания некоего красного предмета. Это знаменитая гитара Джими Хендрикса — таких он перебил об концертную сцену несчетное количество. Музыканту в музее посвящен отдельный зал, где по личным вещам, рукописям, уникальным фотографиям и интервью рассказывается история «величайшего гитариста всех времен и народов», как его назвала The Times. Другие титаны американской поп и рок-музыки — Дэвид Боуи и Мики Рок — тоже обзавелись автобиографической резиденцией в этих стенах, на которые транслируются закулисные фотографии и редкие видеоинтервью. А галерея «Музыка северо-запада» знакомит посетителей вообще со всеми когда-либо существовавшими в США музыкальными направлениями и стилями.

Главный интерактивный аттракцион музея тоже связан именно с музыкой. В «Лаборатории звука» можно устроить настоящий музыкальный «джем» с электрогитарами, басами и барабанными установками. Можно прийти с компаний друзей или помузицировать с другими посетителями музея, тем самым пробудив в себе дремлющие музыкальные таланты. Потом на специальном микшере полученные звуки можно свести в единую композицию и почувствовать себя немножечко звездой.

Но не музыкой единой живет поп-культура! На трех этажах музея — а это 13 кв. км! — расположены залы, галереи и экспонаты, посвященные популярным фильмам, комиксам и видеоиграм. Здесь межгалактический корабль «Энтерпрайз» под командованием капитана Кирка, плюшевый лягушонок Кермит из «Маппет-шоу», отрубленная рука Люка Скайуокера, Железный трон из «Игры Престолов», костюмы из «Индианы Джонса» и «Гарри Поттера» — все можно пощупать и потрогать. А еще Музей поп-культуры — это огромная концертная площадка, где каждую неделю кто-то выступает, устраивает дискуссии и тематические встречи про разные события поп-мира.

Время на посещение: около 4 часов Цена билета: около 30$ (1800 рублей)

Ельцин Центр Екатеринбург, Россия

Музей посвящен личности и правлению первого президента России Бориса Ельцина. Ельцин Центр в Екатеринбурге стал одним из самых масштабных и инновационных музеев не только России, но и Европы. И дело не в одних мультимедийных экспонатах, уникальных видео- и фотохрониках, личных предметах, принадлежавших семье Ельцина. Дело в самом времени — 90-х годах, дух которых попытался «ухватить за хвост» музей первого президента России.

Погрузиться во время, ставшее для страны переломным, можно в семи залах музея, которые соответствуют семи важнейшим вехам правления Бориса Ельцина. Обстрел Белого дома, первые президентские выборы, дефолт, уход в отставку — напряженные исторические события в этом предельно атмосферном музее буквально ожили. Здесь полностью воссозданы типичная российская квартира начала 90-х годов, где все было «как у всех» — совершенно одинаковое. Гости могут пройтись вдоль пустых прилавков магазинов, где выставлен один березовый сок, или заглянуть в киоски, забитые китайским барахлом. Выйти на баррикады августовского путча и прикоснуться к милицейским щитам «Витраж-АТ», которыми прикрывались защитники Белого дома. Даже кабинет президента, где было записано знаменитое новогоднее послание об отставке, полностью воссоздан из реальных экспонатов, привезенных в музей из Кремля.

Узнать или вспомнить, «как это было» в 90-е, посетители могут, прокатившись на специальном трамвайчике или приняв участие в интерактивной игре «Распорядись ваучером», который можно обменять на акции, продать или «спрятать в тумбочку». А еще здесь есть знаменитый ядерный чемоданчик с кнопками и секретными президентскими кодами — единственный в своем роде экземпляр, представленный в музеях России.

Время на посещение: около 2 часов Цена билета: 200 рублей

Музей науки и инноваций Мирайкан Токио, Япония

Самому провести опыт, понажимать на кнопки и подергать рычажки можно в интерактивных музеях, посвященных науке. Цитадель науки — Япония, так что самый масштабный такой музей находится именно здесь. В Мирайкане в Токио высокотехнологичные экспонаты, роботы, компьютерные программы и симуляторы соседствуют с настоящими лабораториями, где ученые исследуют генетические модификации, способности мозга и пространственные измерения. Поэтому все то, что посетители видят в музее, — в полном смысле слова на пике современного научного знания.

Несколько этажей стеклянного комплекса Мирайкан посвящены разным аспектам человеческого существования. Например, в пространстве «Человек и космос» гостям предлагается сначала побывать в космосе внешнем — с планетами и звездами, а потом отправиться в космос внутренний — с атомами и мельчайшими частицами. Здесь воссоздан жилой отсек настоящей космической станции, где каждый может побыть астронавтом. А внутри смоделированного ускорителя частиц можно ощутить себя протоном или электроном и почувствовать, как исследуются атомы. Есть здесь залы, посвященные природным катаклизмам, где посетители на модельках могут протестировать разные способы спасения от извержения вулкана или землетрясения. А в зале про передовую медицину можно самостоятельно провести операцию с помощью медицинской робототехники. 

Фишка музея, ради которой сюда толпами ходят туристы и сами японцы, — знаменитый робот-андроид Asimo от корпорации Honda. Этот резидент Мирайкана выступает перед публикой несколько раз в день: сам ходит, танцует, распознает жесты и поверхности предметов и даже перемещается по лестнице не падая. Роботов попроще в музее тоже много. Есть и такие, которых не отличить от живых людей. Гости подключают к себе датчики, и ожившая машина начинает повторять их движения и слова. Что происходит в зале искусственного интеллекта вообще сложно передать словами: AI оцифровывает информацию, делает выводы и графически подсказывает дальнейшие варианты развития событий.

На специальной стене лауреаты Нобелевской премии оставили послания. В лучших научных традициях это не утверждения, а экзистенциальные вопросы, попробовать найти ответы на которые может каждый гость музея Мирайкан.

Время на посещение: около 3 часов Цена билета: 620 ¥ (около 350 рублей)

Музей человеческого тела CORPUS Лейден, Нидерланды

Нидерланды — страна открытых взглядов. Почему бы не открыть миру еще и внутренность человеческого тела, подумали голландцы и создали CORPUS — интерактивный музей, в котором посетители могут побывать в самых сокровенных уголках организма, а иногда даже почувствовать себя его частью.

О содержании экспозиции говорит фасад музея, построенный в виде присевшего человека. Этот персонаж, сооруженный из 750 тонн конструкционной стали, даже не подозревал, присаживаясь передохнуть посреди тюльпановых полей Лейдена, что скоро внутри него будут увлеченно бродить группы школьников и взрослых. Осмотр внутренностей «сидящего человека» начинается с колена — именно отсюда запускаются группы по 7–8 человек, которым предстоит совершить экскурсию через все органы и системы человеческого тела и завершить ее в отделе головного мозга. По пути они побывают в желудочно-кишечном тракте, посмотрят на работу мышц и суставов, а в «зале сердце» буквально почувствуют себя потоком эритроцитов в 5D-кинотеатре со стереоскопическими очками. Зачем человек чихает; что происходит, если в тело попала заноза; как оплодотворяется яйцеклетка; почему нужно много спать и правильно питаться; как устроены глаза и что мы ими видим — на все эти вопросы CORPUS дает очень наглядный ответ.

В примыкающем к «сидящему человеку» здании проводятся тематические лекции, медицинские слеты и семинары. Здесь тоже есть экспонаты и интересные описания того, как работает каждый орган и отдел в человеческом теле, — все это можно изучить после основной экспозиции. Некоторые посетители отмечают, что интереснее всего посещать CORPUS с детьми, однако нам кажется, что здоровый образ жизни и осознанный подход к механизмам собственного тела, на которых делает акцент музей, — вещи, которые не стоит забывать ни одному взрослому.

Время на посещение: около 2 часов Цена билета: около 20 евро (1400 рублей)

Еврейский музей и Центр толерантности Москва, Россия

Быть толерантным сегодня — признак не только адекватности, но и прогрессивности. Неудивительно, что самый технологичный музей России поднимает этот вопрос. Бывший гараж Бахметьевского автобусного парка сегодня наполнился панорамным кинотеатром, интерактивными экранами, аудиовизуальными инсталляциями и многометровыми стеллами, которые рассказывают историю еврейского народа в России от древнейших времен до наших дней.

Почему именно Еврейский музей стал центром толерантности? Этот вопрос отсылает нас к периоду Великой Отечественной войны, когда нацистское движение поставило своей целью истребление евреев и других национальных групп по расовому признаку. Естественно, одна из центральных тем в экспозиции музея — война и холокост, количество погибших в то время не поддается исчислению. Им посвящен большой зал с панорамным экраном, на котором демонстрируются интервью и архивные видео военных лет. Здесь же стоит танк, выкопана траншея, вдоль которой «разбросана» военная атрибутика: подлинные фляжки, сумки, каски солдат. Расставлены рубки, из которых доносятся военные песни, стихи Евтушенко и симфония Шостаковича. На интерактивных экранах рассказаны личные истории людей разных сословий, профессий и возрастов. В Зале памяти в полнейшей тишине на стенах вспыхивают имена погибших, а каждый желающий может зажечь свечу.

Другие 10 залов музея, давним партнером которого является банк ВТБ, посвящены истории еврейского народа через призму российской истории. Здесь можно заглянуть в «Местечко» XVIII века, пообедать с типичной еврейской семьей и примерить на себя костюм раввина, музыканта или торговца. Можно посидеть за столом в знаменитом одесском кафе «Фанкони» и на интерактивном столе посмотреть фильм или пройти опрос. Можно отправиться в еврейскую квартиру 1970-х годов и понаблюдать, как мама еврейка чистит картошку, пока дед отчитывает внука за драку в школе.

Огромное количество современных медиатехнологий позволяет постоянно пополнять содержательную часть экспозиции и устраивать тематические мероприятия. На выходе расположен лекционный зал, где проводятся культурные мероприятия, дискуссии и встречи. Здесь же каждый посетитель может пройти виртуальный тест и узнать ответ на вопрос «Насколько вы толерантны?».

Время на посещение: около 2 часов Цена билета: 400 рублей

vtbrussia.ru

Социальный проект "Интерактивный музей"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТРУДАРМЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА»

СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

Интерактивный музей

1.Актуальность проекта

Когда предмет, явление, факт или событие перестает существовать, утрачивают свою актуальность, их «списывают» в музей, сопровождая это словами «Ему место только в музее!» или «Давно пора в музей!». В данном контексте музей употребляется как мемориальный комплекс, где нет места движению, радости, живым непосредственным реакциям. Его условия предполагают атмосферу специфической величавости, торжественности. А говорить о звонком смехе, возгласах, о быстром шаге или беге в музейном пространстве считается оскорбительным и недопустимым.

В создании музея детского сада ситуация принципиально иная. Он создается детьми и для детей. Его коллекции и экспонаты в значительной степени результат творческой деятельности детей, на основе которых музей как мемориальный комплекс перерастет в интерактивный музей. Это отнюдь не значит, что следует игнорировать роль подлинника или снизить внимание к формированию ценностного отношения к нему. Напротив, на фоне детских работ подлинная вещь приобретает особую значимость, являясь источником вдохновения, знания, умений и навыков. Пространство такого музея предназначено для активной, творческой жизни детей здесь и сейчас. Роль музея детского сада в жизни ребенка определяется тем, насколько музей отвечает детским интересам, особенностям, потребностям, так как основная функция интерактивного музея в детском саду является воспитательно-образовательная.

А главное предназначение музея – быть центром культуры, образования и воспитания детей, в обретении ими ценностных ориентиров и навыков толерантного отношения к другому.

Эти изменения в роли музея и повлекли за собой создание данного проекта.

2.Цели и задачи проекта.

Целью социального проекта является создание интерактивного музея.

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи:

- спланировать систему работы интерактивных экспозиций согласно календарным праздникам;

- организовать работу с детьми, родителями, организациями по их созданию ;

- расширить знания детей о предметах, представленных в экспозициях музея;

-воспитывать патриотические чувства через музейные предметы и толерантное отношение к ним.

3.Партнеры проекта

Современный детский сад как результат огромных перемен, произошедших за последнее время, все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы поселка, района. Это подсказывает одно из радикальных средств обновления - организацию социального партнерства. Его особенность заключается в необходимости думать вместе и действовать сообща: педагоги и специалисты организаций предоставляют нам предметы для экспозиций интерактивного музея и информацию о них, которые используются педагогами в воспитательно-образовательном процессе.

4.Целевая группа проекта

5. Участники проекта

6. Механизм реализации проекта

Важнейшим вопросом организации интерактивного музея является его внедрение в различные направления воспитательно-образовательного процесса. Активизация восприятия музейного материала будет осуществлять по двум основным направлениям:

- создание интерактивных экспозиций, которые рассчитаны на непосредственное участие посетителя во взаимодействие с ней. К таким экспозициям относятся экспозиции- мастерские, игротеки, лабиринты.

Сопровождать такие экспозиции будет интерактивный этикетаж (изготовление этикеток), включающий вопросы, задания, загадки, карты и маршруты следования. Такие интерактивные формы работы подразумевают расширение исторического пространства в сознании ребенка, развитие творческого воображения и фантазии, создание из фрагментарных знаний целостной картины мира. И все это на основе непосредственного взаимодействия с предметами.

- коммуникативные методы и формы работы в музейном пространстве. Они хорошо известны, успешно применяются на практике: сценарии занятий, включающие ролевые игры, элементы театрализации, костюмирования, творческие задания, фольклорные праздники.

Так ознакомление с искусством народных росписей (хохлома, гжель, дымковская, жостовская, майдан) идет по пути организации «ярмарок», где дети знакомятся с росписями народных промыслов, традиций и проявляют свое творчество в оформлении предметов старины.

Педагоги детского сада не ограничиваются экспозициями своего музея, а активно сотрудничают с такими организациями, как музыкальная школа (русские народные, шумовые, духовые музыкальные инструменты), библиотека ( первые старинные книги), Дом культуры (национальные костюмы), Дом творчества (изделия декоративно- прикладного искусства), школа (старинные елочные игрушки, украшения), которые предоставляют экспонаты в наш интерактивный музей.

Проектируя живую среду музея с предоставляемыми экспонатами, педагоги продумывают, что и как будут делать дети в данном пространстве.

Итак, интерактивный, живой музей для детей- это пространство для диалога и эксперимента, это целая воспитательно-образовательная система, которая облегчает ребенку вхождение в сложный мир культуры и искусства.

Методы педагогического исследования

теоретические

эмпирические

* моделирование

* сравнение

* обобщение

* классификация

* систематизация

* синтез

* анализ

* аналогия

* изучение литературы, нормативных, инструктивно-методических документов

* анализ документации детского сада

* педагогическое наблюдение

* опросы (анкетирование, тестирование, изучение и обобщение опыта)

* педагогический эксперимент

Срок реализации социального проекта – один учебный год.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (сентябрь-ноябрь).

2 этап – деятельностный (декабрь- июль).

3 этап – заключительный (август)

7.Ресурсное обеспечение

В дошкольном учреждении работают одиннадцать педагогов, которые имеют специальное педагогическое образование:

Высшее - пять педагогов;

Средне специальное – шесть педагогов;

Высшую квалификационную категорию – четыре педагога

Первую квалификационную категорию - пять педагогов;

Все педагоги детского сада своевременно проходят курсы повышения квалификации в городах Кемерово, Киселевск, Новокузнецк.

Общая численность педагогических кадров

9/ 100%

Работающих пенсионеров по возрасту

-

Молодых специалистов

-

Возраст

Меньше 20 лет

-

21-30 лет

31-40 лет

2

41-55 лет

7

Больше 55 лет

-

Образова

ние

Высшее

3

Неполное высшее

-

Среднее специальное

-

Среднее педагогическое

6

Среднее

-

Стаж

До 3 лет

-

3-5 лет

-

5-10 лет

1

10-20 лет

4

20-30 лет

4

Более 30 лет

-

Разряд

7-11

-

12

-

13

5

14

-

15

-

16

-

Категория

Вторая

-

Первая

5

Высшая

4

8. План реализации мероприятий

№ п/п

Мероприятия

Ответственный

Сроки

Подготовительный этап (сентябрь-ноябрь)

1.

Совещание при заведующей. Обсуждение плана работы по проекту

заведующая

сентябрь

2.

Родительское собрание «Роль семьи в реализации проекта».

методист

октябрь

3.

Организовать работу педагогов по созданию пространства для музея.

заведующая, воспитатели

октябрь

4.

Обсуждение и выбор экспозиций согласно календарным праздникам

методист, воспитатели

ноябрь

5.

Привлечение к работе педагогов, специалистов организаций.

методист

ноябрь

Деятельностный этап (декабрь – июль)

1.

Работа музея с выставками экспозиций

«Старинные елочные игрушки, украшения»,

проведение развлечений для неорганизованных детей

Воспитатели

младшей группы,

педагоги школы,

родители

Декабрь- январь

2.

Работа выставки «Русские народные музыкальные инструменты», проведение музыкальных занятий с их использованием

Воспитатели

старшей группы,

педагоги музыкальной школы

Февраль- март

3.

Выставка с экспозицией «Пасхальное яйцо»,

проведение кружковой работы по ДПИ для детей детских домов.

Воспитатели средней группы,

Специалисты ДТ

Апрель

4.

Работа экспозиции «Великой Победе посвящается…»

Проведение конкурса чтецов ,встреча с ветеранами.

Воспитатели подготовительной группы, специалисты ДК

Май

5

Выставка «Искусство народных росписей»

Работа кружка ИЗО деятельности с приглашением односельчан старшего поколения

Руководители кружков ДПИ, ИЗО

Июнь

6

Работа выставки «Книжки наших бабушек»

Проведение театрализованного представления

для жителей поселка в ДК.

Руководитель кружка

Июль

Заключительный этап (август)

1.

Создан интерактивный музей и подобран материал для экспозиций

Педагоги

Август

2.

Написание статей в районную газету «Сельская новь»

Заведующая

Август

9. Ожидаемые конечные результаты

1. Спланирована система работы интерактивных экспозиций согласно календарным праздникам;

2. Организована работа с детьми, родителями, организациями по их созданию ;

3. Расширины знания детей о предметах, представленных в экспозициях музея;

4. Создан интерактивный музей;

5. Размещена информация в районной газете «Сельская новь» и проект в интернет-сайте.

10.Литература

  1. Баранов Д.А., Баранова О.Г. Русская изба. –С.-Петербург «Искусство- СПБ», 2001. – С. 574.

  2. Глан И.В. Этот исчезающий вещный мир. - М.: Знание, 1990. - С. 190.

  3. Белая, К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ : методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004.- 64 с.

  4. Белая, К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. – М.: АСТ, 1998. – 400 с.

  5. Кузьмин Н.В. Давно и недавно. – М.: Сов.художник, 1982. – С- 517.

  6. Волобуева, Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. – М.: ТЦ Сфера, 2004.- 96 с.

  7. Волкова В.А., Соколова Н.Б. Создание системы мониторинга как средство управления ДОУ / ООО «ТЦ Сферв», 2006. - 43 с.

  8. Давыдов, В.В. Проблема развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. – 320 с.

  9. Газарян С. Прекрасное- своими руками.- М.:Детская литература, 1987.– С- 157.

  10. Никитин, Э. Мониторинг реализации приоритетного национального проекта «Образование» / Э.Никитин, И. Чечель // Народное образование. – 2006. - №5. – С. 29-32.

  11. Оверчук Т.И. Дошкольное образование России в документах и материалах. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 472 с.

  12. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – М.: «Академия», 2000.- 432 с.

  13. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания / С. Д. Поляков. - М.: Новая школа, 1996. - 160 с.

  14. Приоритетный национальный проект в сфере образования, реализуемый на территории Кемеровской области / Под ред. И.А. Свиридовой, И.А. Жигаловой, Т.Н. Семенковой. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2005. – 60 с.

  15. Фуров В.Г. Грани наследия. – М.: Советская Россия, 1985. –С-175.

  16. Ж.:Дошкольное воспитание Музей и дети / под ред.Е.Шевкунова. - М.: Издательский дом, № 4- 2009. – С- 59-65.

  17. Ж.:Дошкольное воспитание «Живой» музей в дошкольном учреждении / под ред.Т.Чумалова . - М.: Издательский дом, № 7- 2010. – С- 32-39.

  18. Ж.:Дошкольное воспитание Музей в детском саду / под ред.Т.Цепина . - М.: Издательский дом, № 5- 2007. – С- 124-125.

19.Ж.:Дошкольное воспитание Музей одного образа / под ред.Т.Рогаткина . - М.: Издательский дом, № 4- 2006. – С- 33-37.

infourok.ru

Комплексное использование интерактивных технологий в рамках музейного пространства

УДК 004.031.42:069

О.В.Ванеева

Комплексное использование интерактивных технологий в рамках музейного пространства

С развитием информационных компьютерных технологий, наблюдающемся в последние десятилетия, музейному посетителю нового поколения стало недостаточно чисто визуального восприятия экспонатов. У него появилось желание непосредственного взаимодействия с экспозицией, предполагающего не просто получение тактильных ощущений, но и непременное наличие обратной связи. Такую возможность обеспечивают современные интерактивные технологии, поднимающие музейную экспозицию на новый уровень. Они позволяют посетителям активно взаимодействовать с экспонатами, и тем самым получать соответствующую персональным интересам информацию достаточной степени подробности, способствуя лучшему ее восприятию через создание эффекта сопричастности.

Ключевые слова: интерактивные технологии, интерактивность, интерактивный музей, интерактивная система музея

Olga V. Vaneeva

Integrated use of interactive technologies within museum space

Given development of information and computer technology, demonstrated in the recent decades, purely visual perception of exhibits can no longer satisfy museum visitors of the new generation. They manifest their desire for direct interaction with the exhibits, that will give them not merely tactile sensations, but also instill the presence of feedback. This opportunity is provided by advanced interactive technologies, raising the museum exhibition to a new level. They allow visitors to actively interact with the exhibits and in this way receive sufficiently detailed information that meets individual interests, facilitating better perception of its effects through the creation of ownership.

Keywords: interactive technology, interactivity, interactive museum, interactive museum system

Мы живем в уникальное время, когда каждый может выбрать для посещения музей по своим интересам и предпочтениям. В XX в. появилось множество типов музеев, таких как литературные, музыкальные, театральные, промышленные, сельскохозяйственные музеи и т. д. Однако в конце XX - начале XXI вв. происходит бурное развитие компьютерных технологий, в связи с чем привлекать посетителей в музеи становится все сложнее. Посетители становятся более требовательны, им уже недостаточно быть просто «наблюдателями», они хотят быть «участниками».

Одним из способов выхода из сложившейся ситуации могут стать интерактивные технологии. Что же такое интерактивность? Интерактивность - это способность информационно-коммуникационной системы активно и адекватно реагировать на действия пользователя. При этом интерактивное взаимодействие может

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

189

_____________________Раздел III. Музей и культурный туризм..._____________

осуществляться как с компьютерными системами (программами, веб-сайтами), так и с другими людьми - при условии, что это взаимодействие обеспечивается современными средствами коммуникации.

Следует отличать интерактивные технологии от мультимедийных: например, обычный просмотр видеофильма об экспозиции музея или человеке, которому она посвящена, еще не предполагает интерактивности. Если же посетитель получит возможность управления просмотром, причем совершаемые им для этого действия будут определенным образом обрабатываться в текущем времени, и на их основе будут вырабатываться конкретные решения (из достаточно большого множества имеющихся), то эту систему можно будет назвать интерактивной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Музеи, в которых не используются интерактивные технологии, постепенно уходят в прошлое. С появлением и развитием Интернета людям стало недостаточно просто ходить по музеям и любоваться экспонатами. У них появилось желание непосредственного взаимодействия с экспозицией, предполагающего не просто получение тактильных ощущений, но и непременное наличие обратной связи.

Такую возможность обеспечивают современные интерактивные технологии, поднимающие музейную экспозицию на новый уровень. Они позволяют посетителям активно взаимодействовать с экспонатами, и тем самым получать соответствующую персональным интересам информацию достаточной степени подробности, способствуя лучшему ее восприятию через создание эффекта сопричастности. Интерактивные средства также способствуют увеличению разнообразия форм работы с детьми. Понимание подрастающим поколением сложного языка музея может достигаться через игру в интерактивной форме, предусматривающую не пассивное наблюдение, а активное участие.

Необходимость практического внедрения интерактивных технологий в музеях подтверждается проведенным нами опросом, в котором приняло участие 106 человек. На вопрос, нужны ли в музее интерактивные технологии, утвердительно ответило 79 человек, что составляет 74,5% от общего числа проголосовавших. Против внедрения интерактивных технологий выступило всего 19 человек, т. е. 17,9% от общего количества участников опроса. Оставшиеся 8 человек (7,5%) не смогли определиться с однозначным ответом. В качестве обоснования необходимости внедрения интерактивных технологий участники опроса называли такие достоинства, как легкодоступность и индивидуализированность информации, а также удобство ее восприятия. Проголосовавшие против внедрения интерактивных средств, опираясь на личный опыт, обосновывали свою позицию их низкой востребованностью - по мнению некоторых участников опроса, технические новшества в музеях вызывают интерес, как правило, лишь у детей и подростков.

Интерактивные средства уже несколько десятилетий находят самое разнообразное применение во многих музеях по всему миру, а в последние годы стали приобретать все большую популярность и в России. Современные технологии

190

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Section III. The museum and cultural tourism...

успешно используются в музеях различной тематической направленности не только в столице, но и в регионах. Одним из наиболее популярных в российских музеях интерактивных средств являются так называемые «информационные киоски». Одним из первых отечественных музеев, где были установлены сенсорные киоски, стал в начале 2001 г. Государственный Эрмитаж. Сейчас такие информационные системы используются во многих музеях, в том числе в Третьяковской галерее, Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Бородинском военно-историческом музее-заповеднике, Музее-институте семьи Рерихов и др. Различные интерактивные средства использованы при создании электронных экспозиций Музея личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина, Соловецкого музея-заповедника, Музейного центра «Наследие Чукотки», Сахалинского областного краеведческого музея, Мемориального центра «Дом Гоголя». Яркими примерами реализации интерактивных технологий среди прочего являются проект Политехнического музея «Бомба заговорила», представляющий собой интерактивную оболочку для модели атомной бомбы, интерактивная система «Посох Святителя Стефана» в Пермском краеведческом музее, воссоздание трехмерной модели мамонта в Ханты-мансийском Музее Природы и Человека, организация экспозиционного пространства Музея истории шоколада и какао с использованием аудиовизуальных средств.

Внедрение интерактивных компонентов в рамках музейного пространства также происходит посредством интеграции современных компьютерных технологий, уже успевших найти широкое применение в повседневной жизни. Так, в некоторых музеях целям информирования посетителей служат так называемые QR-коды, по сути представляющие собой двумерный штрих-код, в котором могут быть зашифрованы различные сведения об экспонируемых объектах. Размещаемый рядом с экспонатами музея QR-код можно считать с помощью установленного на смартфон или планшетный ПК специализированного приложения, например Smart Museum, и таким образом получить расширенную информацию о соответствующем экспонате. Использование упомянутого выше ПО позволяет посетителям прослушивать аудиокомментарии к экспонатам как на русском, так и на английском языке, а также просматривать фото- и видеоматериалы и круговые панорамы выставок.

Причем если многие «традиционные» музеи приобретают интерактивные черты путем внедрения соответствующих технологий, то некоторые изначально создаются как интерактивные. В средствах массовой информации и в музейных кругах интерактивным музеем обычно называют технически и технологически оснащенный музей, работа которого в первую очередь направлена на диалог с публикой. Подразумевается, что в арсенале технологий такого музея наличествуют видеошоу, панорамные проекции, виртуальная реальность, аниматрониксы и многое другое1. Данные средства призваны обеспечить соответствие экспозиции ключевому принципу интерактивных музеев, состоящему в необходимости «активных действий посетителя в различных формах. Такие действия включают непосредственный кон-

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

191

_____________________Раздел III. Музей и культурный туризм..._____________

такт с интерактивным экспонатом или участие в каком-либо интерактивном действии»2, например, в проведении химических опытов.

Одной из ключевых особенностей интерактивных музеев является персонализированный подход к посетителю, которому предоставляется свобода действий. Это достигается посредством двух обязательных инструментов - информационных технологий и игр. В результате экскурсия по интерактивному музею превращается в увлекательное приключение с продуманным сценарием, игровыми заданиями и призами для участников3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интерактивные музеи начали появляться во второй половине XX в. в непосредственной связи с бурным развитием информационных технологий и стали настоящим феноменом последних десятилетий. Большинство крупных музеев такого типа находятся за рубежом в технически высоко развитых странах, среди наиболее популярных - Eksperimentarium (Копенгаген, Дания), Музей науки, Детский музей (Бостон, США), Музей занимательной науки (Онтарио, Канада).

Первые в России интерактивные музеи, которые, как и их зарубежные «прообразы», носят преимущественно технический характер, появились несколько лет назад. К их числу среди прочего относится музей «Лунариум», который находится в Большом планетарии Москвы, музей занимательных наук «Экспериментаниум», а также «ЛабиринтУм». Экспозиция музея «Лунариум» состоит из разделов «Астрономия и физика» и «Постижение космоса» и включает более восьмидесяти экспонатов, которые в игровой форме демонстрируют различные физические законы и явления природы. В «Экспериментаниуме» каждый может принять участие в опытах и экспериментах. Более 300 интерактивных экспонатов музея увлекательно рассказывают о механике, электричестве, магнетизме, акустике, демонстрируют оптические иллюзии и головоломки. В петербургском музее «ЛабиринтУм» - более 60 экспонатов, которые наглядно демонстрируют принципы действия различных законов физики и объясняют природу происхождения самых удивительных и красивых явлений окружающего мира. Например, в «Черной комнате» можно поймать свою тень или создать молнию4.

Интерактивные музеи, в отличие от традиционных, зачастую имеют целью демонстрацию не экспонатов как таковых, а, скорее, «принципов действия механизмов физических законов или принципов функционирования различных систем живых объектов»5. В таких условиях очень важно определить четкую грань между музеем как учреждением культуры и музеем как объектом индустрии развлечений, не допуская трансформацию первых в последние.

Неотъемлемой частью любого современного музея - как традиционного, так и интерактивного - должен являться развитый, регулярно обновляемый веб-сайт. Сайты многих музеев уже сейчас содержат различные интерактивные элементы: они не только предлагают информацию, но и вовлекают зрителя в общение с музеями через анимированные планы и схемы, видеопанорамы, удобные поисковые

192

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Section III. The museum and cultural tourism...

системы, игры, чаты, онлайновую торговлю билетами, книгами, сувенирами и др6. Основной аудиторией музейных сайтов является молодежь, заинтересованная в получении актуальной информации, например сведений о текущих и предстоящих выставках. Однако некоторые тематические сайты предлагают также контент развлекательного характера: так, «игры на сервере «Музеи России» оказываются для этой аудитории не менее привлекательными, чем возможности поиска материалов для скачивания в его огромной базе данных»7.

Повсеместное распространение широкополосного Интернета сделало возможным создание наряду с музейным сайтом виртуального музея, доступ к которому позволяет получать информацию вербального и визуального характера, не выходя из дома.

В дополнение к сказанному выше следует упомянуть о том, что во многих музеях также применяются интерактивные средства нетехнического характера. К их числу относятся «интерактивные экскурсии, включающие диалоги с публикой, мастер-классы, викторины, концерты и другие проявления интерактивности, не требующие новых технологий»8.

В то время как традиционный музей многими по-прежнему отождествляется, прежде всего, с процессом «архивирования» культуры, понятие «интерактивный музей» почему-то трактуется как некая замена или альтернатива музейной экспозиции. Однако целью интерактивных технологий является предоставление информации, но никак не замена экспоната. В связи с этим крайне желательно избегать принципиальной установки на исключительно интерактивные формы экспонатов, которая может существенно снизить, а иногда совсем уничтожить исторический или культурологический аспект экспозиций9. Это позволит сохранить культурноисторическую составляющую экспозиции без снижения уровня интереса к ней со стороны посетителей, а следовательно, и уникальную музейную атмосферу.

Другой возможной опасностью, как замечал еще Ф. Оппенгеймер, «может быть механическое смешение старых, традиционных форм подачи музейных экспонатов и интерактивных новоделов. Такого рода эклектика раздражает посетителей со стажем и портит вкус молодежи»10.

Тем не менее, рациональное сочетание традиционных и интерактивных форм подачи материала позволяет привлечь новых посетителей в музей, пробудить интерес к самому музею и подготовить, по сути дела воспитать, людей с развитым вкусом восприятия музейных экспозиций.

В подтверждение необходимости активного внедрения интерактивных технологий в музейном пространстве хотелось бы также затронуть возможности потенциального использования различных интерактивных средств, которые могли бы найти практическое применение в современном музее. Реализация данной концепции предполагает построение единой интерактивной системы музея, в основе которой находятся следующие тесно взаимосвязанные компоненты:

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

193

_____________________Раздел III. Музей и культурный туризм...____________

- мобильное приложение;

- подсистема централизованного управления аудиовизуальной аппаратурой и элементами информационных технологий;

- веб-сайт.

Ключевым звеном системы является бесплатно распространяемое мобильное приложение для смартфонов и планшетных компьютеров, совместимое с большинством распространенных мобильных операционных систем и призванное обеспечить комплексную взаимосвязь между пользователем / посетителем и различными компонентами интерактивной системы музея - как общего, так и локального характера. При этом приложение может выступать как средство удаленного доступа к информационно-справочным и новостным ресурсам музея, например, посредством новостной ленты, а также предоставлять множественные дополнительные возможности непосредственно посетителям музея, включая управление различными интерактивными компонентами. Другой полезной функцией приложения может стать «умная» схема музея, показывающая текущее местоположение посетителя и позволяющая быстрее сориентироваться в экспозиции.

Концепция предусматривает централизованное управление множественными компонентами интерактивной системы музея посредством специализированного программного обеспечения на стороне сервера. При этом интерактивные компоненты, как упоминалось выше, могут использоваться как на всей территории экспозиции, так и локально, в отдельных залах. Примером компонентов первого типа может стать «умный» аудиогид, реализованный на основе упомянутого выше мобильного приложения и использующий в качестве информационного канала беспроводную связь (например, Wi-Fi или Bluetooth соединение). При этом приложение может предоставлять возможность сохранения выбранных фрагментов аудиорассказа в текстовой форме.

Важным элементом концепции интерактивного музея является также использование такого перспективного технического средства, как очки дополненной реальности. Данная технология получила широкое развитие лишь несколько лет назад, и первые устройства на ее основе, такие как Google Glass и META. 01, пока находятся в стадии подготовки к серийному производству. Вместе с тем данная разработка обладает исключительным потенциалом использования, в том числе в музейной сфере. Так, при осмотре экспозиции встроенная в очки камера будет фиксировать направление взгляда человека, при этом на расположенный непосредственно перед глазами дисплей будет выводиться информация о соответствующем экспонате.

В качестве интерактивного средства локального характера возможна реализация демонстрации произведений изобразительного искусства, находящихся в запасниках музея, на реставрации или в экспозициях других музеев, на экране плазменного / ЖК-телевизора с возможностью индивидуального управления про-

194

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

Section III. The museum and cultural tourism...

смотром посредством мобильного приложения, а также загрузки изображений уменьшенного размера на смартфон. Это может стать уникальной возможностью для посетителей увидеть экспонаты, не представленные в открытых экспозициях музеев.

Удобным средством демонстрации трехмерных объектов могут также служить виртуальные стереоскопические витрины, использующие технологию «смешанной реальности» и позволяющие выполнять наложение реконструированных на компьютере частей экспоната на реальные. При этом посетитель может взаимодействовать с витриной, манипулируя представленными в ней объектами и запуская анимацию, что определяет ее интерактивный характер. Просмотр восстановленных таким образом экспонатов предполагает использование стереоочков.

Возможности применения стереоочков в рамках музейного пространства не ограничиваются стереоскопическими витринами. Они могут применяться для демонстрации объемных, полученных посредством 3D-сканирования изображений не представленных в открытой экспозиции музея объектов, а также других визуальных материалов, таких как тематические видеоролики в формате 3D. Последнее может быть реализовано в специально подготовленном помещении с помощью мультимедийного проектора. Помимо этого, современные технологии обеспечивают возможность создания 3D-изображений произведений изобразительного искусства, демонстрация которых может выполняться как с использованием интерактивных средств, так и в традиционной выставочной форме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другой пример локального компонента системы - интерактивная карта, показывающая, например, маршрут экспедиции или направления военных действий, которая может использоваться как дискретно, так и в сочетании с очками дополненной реальности, что позволяет значительно упростить доступ к информации, а также повысить наглядность ее представления и удобство восприятия.

Отдельно следует уделить внимание интерактивному взаимодействию с посетителем, происходящему за рамками музейной экспозиции. В данном отношении показателен пример Лондонской Национальной галереи, реализующей совместно с компанией Hewlett Packard проект по установке сенсорных киосков, которые обеспечивают не только информационную поддержку посетителей, но и возможность заказа копий известных картин. С помощью киоска посетитель может выбрать любой из экспонатов, указать, на каком материале его печатать и какого размера должна быть репродукция. Пока посетитель дойдет до выхода, заказ распечатают и упакуют.

В перспективе возможности музеев в отношении дополнительных услуг, таких как распространение сувенирной продукции, могут быть существенно расширены за счет использования 3D-принтеров, позволяющих выполнять печать трехмерных объектов из различных материалов. К сожалению, производительность таких устройств пока не позволяет на выходе из музея получать заказанную перед нача-

• Том 212 • Музей в мире культуры. Мир культуры в музее

195

______________________Раздел III. Музей и культурный туризм..._______________

лом осмотра экспозиции копию выбранного экспоната, однако, уже через несколько лет с увеличением скорости печати такая возможность должна появиться.

Рациональное внедрение услуг такого рода обеспечивает не только реализацию новых интерактивных технологий в рамках музейного пространства, но и дополнительный доход, позволяющий в короткие сроки окупить затраты на приобретение соответствующего оборудования.

Последним, но не менее значимым компонентом интерактивной системы музея является развитый, по возможности мультиязычный веб-сайт, который, помимо чисто информативной, выполняет и другие важные функции, такие как продажа билетов и сувенирной продукции, участие посетителей сайта в различных проектах как реального, так и виртуального характера, общение на форуме и в гостевой книге и др. К основному сайту музея могут также создаваться сайты-сателлиты, посвященные различным самостоятельным долгосрочным проектам и направлениям, таким как, например, экспедиционная деятельность. Такие дополнительные сайты также могут строиться на интерактивной основе, используя необычные формы представления основного объема контента, включая видеообзоры, а также трансляцию с места событий в реальном времени, например, посредством веб-камеры.

Внедрение рассмотренных выше интерактивных технологий - как в комплексе, так и по отдельности - способно значительно повысить интерес к музейной экспозиции и поддерживать его в длительной перспективе, обеспечивая тем самым устойчивый дополнительный приток посетителей и способствуя формированию нового, интерактивного восприятия музея в контексте стремительного развития информационных технологий и общества в целом.

Примечания

1 Трошина Т. М. Интерактивный музей в современном медиапространстве // Медиакультура новой России: материалы междунар. науч. конф. / под ред. Н. Б. Кирилловой и др. Екатеринбург; М. 2007. Т. 2. С. 306-318.

2 Аксенов В. П. Интерактивные методы в науч.-технич. музее // ТЗН: библиотека. М. URL: http: // t-z-n. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).

3 Лаврентьев С. Экспонаты трогать руками // Газета. ру: портал. М., 2013. 04 июня. URL: http: // gazeta. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).

4 Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Аксенов П. В. Указ. соч.

6 Трошина Т. М. Указ. соч. Т. 2. С. 306-318.

7 Там же.

8 Там же.

9 Аксенов П. В. Указ. соч.

10 Оппенгеймер Ф. Целесообразность научного музея // ТЗН: библиотека. М. URL: http: // t-z-n. ru (дата обращения: 10. 12. 2015).

196

• Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры • 2015 •

cyberleninka.ru


Смотрите также