Что такое фикс объектив


Стоит ли покупать фикс объектив и лучше ли он, чем зум

Это классика. Задайте на форуме вопрос о тусклости цвета или смаза на фотографиях, и рекомендация приобрести фикс объектив не заставит ждать. У неопытных владельцев фотоаппаратов странная и трогательная любовь к ним. Каждый считает своим долгом купить его, не умея оперировать фотоаппаратом.

Что такое фикс объектив

Это объектив с фиксированным фокусным расстоянием. Используя терминологию девочек с зеркалками, фикс не умеет приближать и отдалять. Для этого нужно подойти к объекту съемки или отойти подальше. Это минус объектива, который ограничивает использование неподготовленным новичком. Не всегда есть возможность подойти ближе или отойти от объекта съемки.

Жесткость закрепления линз в конструкции объектива сказывается на резкости. Если сравнивать зум объективы и фиксы из одного ценового сегмента, то фикс обеспечит лучшую резкость и качество рисунка. Это плюс.

Для чего он нужен

Ответ известен, а заблуждение распространено. Для резких фотографий с красивой цветопередачей. Также на открытой диафрагме фикс объектив красиво размывает фон. Почему заблуждение? Потому, что для ярких фотографий нужно правильно экспонировать, и только потом обладать фикс объективом.

Миф о качестве цветопередачи кроется в некорректном сравнении зум объективов с фиксами. Вы не купите светосильный автофокусный зум PRO серии за 30 тысяч. Светосильный фикс 50 мм или 35 мм возможно купить за эту стоимость. Если сравнивать светосильный фикс и светосильный зум объектив по качеству цветопередачи и микроконтрасту без учета стоимости объектива, то заметной разницы не будет по простой причине. В обоих случаях используются одинаковые просветленные линзы.

Смекаешь?

Это та причина, по которой они нужны, и по которой их используют. Невыгодно покупать дорогой и качественный зум для съемки в условиях студии на постоянном фокусном расстоянии, которое зависит от размеров студии. Фикс с аналогичным качеством рисунка и цветопередачей обойдется гораздо дешевле.

На иллюстрации сравнение цен на зум 24-70 мм с постоянной светосилой и на два популярных фикса, которые находятся в диапазоне фокусных расстояний зума, и обладают большей светосилой при сравнимом качестве рисунка. Портреты снимают на оба вида этих объективов, как и пейзажи. Но каждый из них будет лучше в определенных условиях съемки, которые учтены конструкцией объектива.

Это ответ на извечный вопрос, что лучше фикс объектив или зум.

Чем фиксы лучше и в чем их преимущество

Недорогие светосильные фиксы, вроде 50 мм от Canon или Nikon, популяризировали съемку с малой глубиной резкости. Любая девочка с зеркалкой, не имеющая ни малейшего понятия о глубине резкости, непринужденно размывает фон на фотографиях.

Недорогой фикс предоставляет значительно лучшее качество снимка и большую светосилу, чем обычный недорогой зум объектив. Это важно для портретной фотографии, поэтому и любят недорогие фиксы.

Стоит ли покупать

Если вы знаете, что не потребуется изменять фокусное расстояние по условиям съемки, то фиксы предоставят лучшее качество изображения, чем зумы из одного ценового сегмента. Это хороший выбор при достаточном пространстве, когда можно отодвинуться или подойти ближе.

Будьте внимательны, выбирая объектив. Они продаются двух видов:

  • С автоматической фокусировкой
  • С ручной фокусировкой

Мануальные фиксы при съемке на широко открытой диафрагме недружелюбны к новичкам, поскольку начинающие легко выпадают из малой глубины резкости. Они фокусируются вручную, что требует хорошего качества видоискателя фотоаппарата и умение фокусироваться в режиме LiveView.

Что снимают на фиксы

Фиксы применяют в студийной фотосъемке, предметной и портретной фотографии. В жанре стрита и пейзажа. Везде, где удобно применять фикс, а не зум. Это не зависит от жанра фотографии, это зависит от условий фотосъемки и бюджета. Не верьте, если утверждают обратное.

Как снимать

На фикс фотографируют ногами. Если нужно приблизить сцену, то подходите ближе. Если отдалить, то отходите дальше. Пятясь спиной, чаще оглядывайтесь через плечо, чтобы не врезаться в других людей. Примите этот совет со всей серьезностью.

Проведите эксперимент для выяснения вашей совместимости с фикс объективом. Установите на ките фокусное расстояние 35 мм или 55 мм, и зафиксируйте кольцо зуммирования скотчем. Отправляйтесь снимать импровизированным фиксом.

Если не почувствуете дискомфорт от кадрирования ногами или быстро привыкните к этому, то приобретение фикса не противопоказано. В ином случае, рекомендую хорошо подумать, чтобы не было жалко тех денег, что были отданы за объектив, который не используется.

ghostlybear.com

Что такое фикс объектив / Сайт профессионального фотографа

Вы пришли к выводу, что китовый объектив больше не удовлетворяет ваши потребности. Ходит много различных мнений о преимуществах и недостатках объективов с постоянным фокусным расстоянием. Этот урок фотографии поможет вам понять, что вам делать – купить недорогой фикс или перейти на профессиональный объектив с переменным фокусным расстоянием ( зум-объектив ).

Что такое фикс объектив

Каждый фотолюбитель, покупая свою первую зеркалку, приобретает с ней в комплекте стандартный  недорогой объектив с переменным фокусным расстоянием. Благодаря универсальности, его возможностей вполне хватает для большинства начинающих фотографов. Со временем освоив навыки фотосъёмки, вы начинаете анализировать качество фотографий и понимаете, что они резкие, размытые, в них отсутствует детализация — настала пора сменить зум-объектив на фикс. Для начала давайте определим термин «фикс» – это объектив, имеющий одно постоянное фокусное расстояние, к примеру 40мм. Маркировка объектива содержит информацию о фокусном расстоянии и светосиле объектива.

Фокусное расстояние это дистанция от оптического центра объектива до поверхности матрицы

У объективов с фиксированным фокусным расстоянием очень большой диапазон применения, они бывают:

  1. Широкоугольные объективы от 8 до 35мм.
  2. Объективы со стандартным фокусным расстоянием от 40 до 58мм.
  3. Портретные объективы имеют фокусное расстояние от 70 до 110мм.
  4. Телеобъективы имеют фокусное расстояние от 135 до 1200мм.

За что любят объективы фиксы

Прежде всего, за светосилу и разрешающую способность! Самая светосильная оптика это объективы с постоянным фокусным расстоянием. У топовых объективов светосила начинается с показателя F-0.95,  более доступные по цене варианты имеют светосилу от F-1.4. Речь идёт об объективах стандартного фокусного расстояния от 35 до 58мм. Самые светосильные объективы с переменным фокусным расстоянием имеют показатель F-2.8. ( каждый профессиональный фотограф имеет в своём арсенале любимый фикс объектив ). Но есть исключение, это объектив для кропнутых фотоаппаратов SIGMA 18-35мм. F-1.8

  • Фиксы любят за их доступность, их может себе позволить каждый фотолюбитель.
  • У них более простая конструкция и они стоят гораздо дешевле.
  • Вес объектива с постоянным фокусным расстоянием значительно легче.
  • При закрытии диафрагмы до значения F8-4 вы получите более высокую детализацию и резкость, чем у объектива с переменным фокусным расстоянием.

Объектив с постоянным фокусным расстоянием заставляет фотографа более внимательно относиться к построению композиции. При фотосъёмке зум-объективом, фотограф имеет возможность, не сходя с места, сделать несколько снимков на разных фокусных расстояниях. Чтобы это сделать фиксом, фотографу нужно приблизиться или удалиться от объекта съёмки. Такой приём учит фотолюбителя воспринимать и видеть границы кадра, отсекая лишнее пространство изображения. Качество фотографии будет значительно выше по всем показателям.

В чём недостаток постоянного фокусного расстояния

Он, пожалуй, единственный – отсутствие универсальности. С другими недостатками, можно мириться:

  1. Ограниченность применения
  2. Отсутствие универсальности
  3. Для разных жанров фотографии нужен свой объектив
  4. В длительных походах набор фиксов будет тяжелее и много занимает места
  5. Частая смена оптики в уличных условиях может привести к загрязнению фотоаппарата.

Чтобы иметь возможность снять любой сюжет, необходимо иметь целый набор объективов с разными фокусными расстояниями. Такой набор оптики сильно увеличит вес снаряжения фотографа, согласитесь это тоже минус, если речь идёт о походе или репортажной фотографии. Оперативная смена оптики, тоже не всегда возможна, а в уличных условиях это может привести к появлению пыли на матрице фотоаппарата.

Как выбрать фикс под свои задачи

Чтобы сделать правильный выбор, вы должны для себя ответить на следующие вопросы:

  • В каком жанре фотографии вы намерены его использовать: детская фотография, пейзажная, фотосъёмка архитектуры, макро, свадебная фотография. Для семейных и детских фотосессий зум-объектив предпочтительней.
  • Какая светосила объектива будет для вас достаточной? Если планируете использовать объектив в плохих световых условиях, вам понадобиться значение диафрагмы F-1.4, для фотосессии на улице достаточно F-1.8-2.
  • Подумайте, как часто вы будете менять оптику? Если в этом есть необходимость, вы можете приобрести три фикса, которые перекроют наиболее востребованный диапазон фокусных расстояний.
  • Какой бюджет вы готовы выделить на покупку оптики? Если вы затрудняетесь ответить на предыдущие вопросы, приобретите для начала объектив с фокусным расстояние 50мм F-1.8

mihail-ushakov.ru

Зум или Фикс? Сравнение на реальных примерах. Часть 1

Это первая из серии статей, посвященная сравнению объективов ZEISS для цифровых зеркальных камер с лучшими моделями «родных» зумов. Начинаем мы с ультра широкоугольного диапазона (15 мм, 18 мм, 21 мм). Хотя в статье рассматриваются только объективы для зеркалок Canon и Nikon, общие выводы могут быть применимы и к объективам для системных камер.

© Lloyd Chambers, Canon EOS 5DS R, ZEISS Distagon T* 2.8/21 ZE, f/9, 30 sec., ISO 100

На сегодняшний день ZEISS выпускает три серии объективов для цифровых зеркальных фотокамер Canon и Nikon: Classic, Milvus и Otus.

Оптимальный выбор

Фикс (Прайм) = объектив, имеющий фиксированное фокусное расстояние и угол обзора, например, 50 мм или 24 мм.Зум * = объектив, с изменяющимся в некотором диапазоне фокусным расстоянем и углом обзора, например, 11-24 мм или 16-35 мм.

Моя цель - создать набор критериев, по которым можно было бы определить какой объектив, «фикс или зум» оптимально подходит для решения ваших задач. Я намеренно избегаю «названия конкретных моделей», чтобы не было повода рассматривать эти статьи, как простые сравнительные обзоры объективов. Главная задача помочь вам определится с приоритетами и понять какие характеристики объектива для вас являются наиболее важными, - эти знания останутся полезными независимо от того сколько еще новых объективов будет выпущено.

* Настоящий зум-объектив — это парфокальный объектив, способный сохранять дистанцию фокусировки при изменении фокусного расстояния. Они редко встречаются в сегменте потребительской и профессиональной фототехники, а вот в киноиндустрии обычно все высококачественные зумы являются парфокальными. Подавляющее большинство фотозумов — это варифокальные объективы; после изменения фокусного расстояния такой объектив должен быть перефокусирован. Это достаточно легко проверить: в режиме Live View включите 10X-увеличение, сфокусируйтесь, а затем измените фокусное расстояние. В большинстве случаев объект, на который вы навели резкость окажется не в фокусе.

Фиксированное фокусное расстояние или Зум (общие положения)

Для начала давайте рассмотри общие положения актуальные при сравнении фиксов и зумов с любым диапазоном фокусных расстояний. До недавнего времени, если целью фотографа было получить максимальное качество изображения использование зум-объективов было нежелательным, фикс был единственным правильным выбором. Но начиная с 2014 года стали появляться зум-объективы с отличными характеристиками, и, конечно, возник вопрос, может фиксы больше не нужны. Современный светосильный профессиональный зум подходит для решения многих задач, и даже незаменим в ситуациях, когда во время съемки фотограф ограничен в движении и/или там, где быстро перемещающийся объект съемки требует быстрого изменения фокусного расстояния и/или там, где замена объектива слишком часто означает пыль на матрице.

Одна из причин популярности зумов, практически полное отсутствие базовых комплектов с фиксами и то, что на камерах начального уровня с несменной оптикой также крайне редко используют фиксированное фокусное расстояние. Хотя по иронии судьбы на самых распространенных в мире устройствах для съемки, камерах смартфонов используют именно фикс объектив. Возможно, производители камер в будущем скорректируют свои предложения, так как «тренировочный эффект» с фиксом по-настоящему захватывает?

Зумы могут быть преимуществом или ограничением

Большинство покупателей независимо от типа камеры отдают предпочтение зуму - он кажется им гораздо более привлекательным из-за его универсальности. Однако предположение, что универсальность всегда является плюсом, не соответствует действительности.

Зум-объектив сложнее использовать, точнее труднее использовать его правильно. Опытный фотограф выберет на зуме необходимое фокусное расстояние в зависимости от задачи, в то время как начинающие фотографы слишком часто стоят на одном месте как вкопанные и используют оптическое увеличение вместо того, чтобы воспользоваться «ножным зумом» - выбирая расстояние до объекта съемки осознано. Изменяя позицию, вы меняете и перспективу в кадре, что напрямую зависит от расстояния до снимаемого объекта. Поэтому фиксы лучший выбор для всех, кто хочет научиться фотографировать, с ними понимание перспективы появляется быстрее.

Если посмотреть на мой опыт: я начал свой путь фотографа с объективов 50/55мм на малоформатных пленочных камерах, затем продолжил использовать фиксы уже на среднем формате. С появлением цифровых зеркальных фотокамер, я обнаружил, что неизменно делаю свои лучшие карточки с помощью фиксов, а не зумов. Оптическое превосходство фиксов было определенно техническими характеристиками объективов, но и композиционно кадры, сделанные фиксами, оказались лучше. Мой ретроспективный вывод состоит в том, что фикс-объектив, похоже, заставляет меня более внимательно относиться к изображению, которое я делаю.

Итак ... зачем использовать фикс-объектив?

Для требовательного фотографа, ищущего оптимальное решение, объективы с фиксированным фокусным расстоянием и сегодня являются приоритетным выбором. Это относиться как к физическим характеристикам (размер и вес, высококачественная ручная фокусировка), так и, конечно же, к оптическому качеству объектива. Преимущество фиксов также может включать меньший уровень аберраций и более высокую светосилу, хотя это и не всегда так.

Ответ от эксперта ZEISS на мои упорные вопрос от чего зависит качество создаваемого объективом изображения не выходит у меня из головы уже много лет: «Это сумма всего». В этом коротком ответе заключается все суть сложности выбора объектива, и именно поэтому я считаю, что съемка реальных изображений в полевых условиях является наиболее правильным способом оценки качества объектива (а не лабораторные тесты, в которых не создаются условия эквивалентные всем возможным съемочным ситуациям).

Качество изображения, создаваемое объективом, зависит от совокупности многих характеристик, при этом каждая оптическая схема имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому при разработке объектива приходиться учитывать все плюсы и минусы и идти на компромисс, чтобы получить наиболее сбалансированный вариант. Так как фикс-объектив необходимо оптимизировать только для одного фокусного расстояния, он обладает большим потенциалом для снижения аберраций и улучшения оптических характеристик – той «суммы всего» которая и определяет качество конечного изображения, и она как правило больше, чем у любого зум-объектива (при сопоставимой стоимости). Какая-то одна конкретная характеристика может имеет не самые высокие значения, но это не так важно, как конечный результат – получаемое изображение. Если объектив стабильно обеспечивает высокое качество на всех дистанциях фокусировки, в самых разных по освещению условиях – то его можно использовать в любой ситуации.

То, из чего складывается «сумма всего», определяющая конечное изображение:

· Качество изображения: превосходная контрастность, резкость, низкая дисторсия, эффективное подавление бликов и засветок.

· Минимальные хроматические аберрации, особенно в сложных условиях освещения, например, в сине-фиолетовом свете в горах.

· Визуально более красивая картинка, особенно у длиннофокусных моделей.

· Фокус-шифт и кривизна поля, как правило, намного лучше скорректированы в фикс-объективах.

· Светосила объектива; особенно при средних и больших фокусных расстояний.

· Срок службы и надежность: меньшее количество подвижных частей, снижает вероятность поломки, особенно у фиксов с ручной фокусировкой (с механизмом на основе геликоида), таких как ZEISS Milvus и ZEISS Otus.

· Фокус-стекинг: точное управление брекетингом по фокусу, включая точную шкалу дистанций.

· Возможность наводить на бесконечность «не глядя», благодаря механическим ограничителям минимальной и максимальной дистанции съемки.

· Размер и вес, возможность использования фильтров.

· Стимулирование фотографа продумать необходимую дистанцию ​​(перспективу) съемки.

Для сравнения с фиксами ZEISS Milvus были использованы только топовые зум-объективы - лучшие против лучших. Никаких «китовых зумов» или объективов бюджетного уровня.

Тестовые снимки демонстрируют характерных особенности зумов и объективов с фиксированным фокусным расстоянием по ключевым параметрам качества изображения. Акцент сравнения будет НЕ на резкости, потому что высококачественные зум-объективы для зеркальных камер на самом деле очень резкие.

К сожалению изображения, размещенные в Интернете (даже довольно большие) не могут полноценно передать все детали снимков 36 или 50-мегапиксельной камеры, поэтому для иллюстрации различий используются кропы, подходящих участков кадра.

Цветовая коррекция, особенно для синего света

Хроматические аберрации могут отличаться для разных участков спектра, но для меня очень важны минимальные искажения в фиолетово-синем диапазоне, так как я часто снимаю в горах в сумерках. Свет в это время может становиться очень синим, с цветовой температурой до 25 000 ° K. Оптические характеристики в таких условиях могут отличаться от того, что требуют лабораторные тесты для объектива.

Аберрации в фиолетово-синей части спектра исправить наиболее трудно, они часто являются источником страшной «фиолетовой окантовки» (действительно фиолетово-голубой окантовкой). Даже объектив с хорошей коррекцией хроматических аберраций в конце синего участка спектра может давать цветные ореолы вокруг мелких деталей, лишая изображение четкости (из-за снижения микроконтрастности). От этого не спасает, даже то, что большинство цифровых матриц имеют фильтр отсекающий диапазон выше 420 нм.

Тестовый кадр представленный ниже далеко не самый сложный случай, свет здесь значительно теплее, его цветовая температура возможно всего 6500 ° К.

© Lloyd Chambers, Nikon D810, ZEISS Milvus 2.8/18, f/6.3, 1/120 sec., ISO 64

Голубой свет, в горном каньоне в сумерках, демонстрирует высококачественную цветокоррекцию объектива.

© Lloyd Chambers, Canon EOS 5DS R, ZEISS Distagon T* 2.8/21 ZE, f/9, 30 sec., ISO 100

Ниже приведено сравнение ZEISS Milvus 2.8/15 и зума на 50-мегапиксельном Canon 5Ds R, его матрица позволяет увидеть все на что способны эти объективы. И хотя я использовал самый топовый широкоугольный зум-объектив из тех, что есть в линейке Canon, но на изображении тем не менее все равно присутствуют фиолетовые ореолы вдоль всех высококонтрастных участков (наиболее заметны они вдоль темных трещин в дереве). На изображении Milvus 2.8/15 четкие кристаллы белого инея; на кадре, сделанном зумом кристаллы инея слегка размыты со слабым фиолетовым ореолом.

Сравнение коррекции хроматических аберраций для синего участка спектра

Фиолетовые ореолы также действуют как своего рода смягчающий фильтр для мелких деталей, значительно уменьшая микроконтраст. Это легко увидеть на кристаллах инея, например, в левом верхнем углу. Причина не связана с какой-либо тривиальной разницей фокусировки; это происходит в широком диапазоне, перед и за точкой фокусировки. В центре это еще не так заметно, но очень быстро начинает бросаться в глаза, при переводе взгляда к краям кадра. Изображение с ZEISS Milvus 2.8 / 15 полностью лишено фиолетовых ореолов вдоль высококонтрастных краев. Следующий кроп показывает это еще более очевидным образом.

Ниже, такие же фиолетовые ореолы видны на краях горшка, а также на текстуре дерева в крайнем левом углу. ZEISS Milvus 2.8/15 лучше передает фактуру и мелкие детали горшка; это связано с тем, что фиолетовые ореолы на изображении зум-объектива уменьшают микроконтрастность.

Сравнение коррекции хроматических аберраций для синего участка спектра

Общий результат – более «сильное» изображение с большим визуальным воздействием. И речь идет не столько о мелких деталях, сколько о том, насколько реалистичным и объемным выглядит изображение. Для того, чтобы это увидеть не нужно рассматривать детали на уровне отдельных пикселей. Мы часто приходиться слышать комментарии от моих читателей об этом, как только они начинают использовать фиксы ZEISS.

Контроль за бликами

Лучшие современные зум-объективы хорошо противостоят появлению бликов, но не позволяют исключить их полностью. Это связано с использованием сложных оптических схем с большим количеством элементов, и с тем, что у большинства зум-объективов в диапазоне 11-24 мм или 14-24 мм передние линзы имеют очень выпуклую форму, что увеличивает вероятность попадания направленного света (особенно от солнца) в объектив.

Высококачественные объективы с фиксированным фокусным расстоянием также имеют большое количество оптических элементов, поэтому появление бликов в них тоже невозможно исключить полностью.

Ниже приведен пример ситуации, когда появление бликов может быть существенной проблемой. Это типичная для меня композиция, когда солнце находиться в кадре. Чтобы получить в таких условиях по-настоящему выразительный кадр, объектив должен быть максимально устойчив к появлению бликов.

Высококонтрастный сюжет с солнцем с вкадре

Объективы с фиксированным фокусным расстоянием, не идеальны; темное пятно в середине кадра, в цветной версии кадра, представляет собой небольшой пурпурный блик. Поэтому главный вопрос, в количестве и интенсивности бликов. На этом кадре ZEISS Distagon T* 2.8/15 обеспечил выдающийся контраст, несмотря на яркие облака и солнце в кадре - отсутствие засветок от блика сохраняет высокую яркость и контрастность на всем изображении. Единственное к чему можно придраться, это небольшой ореол от блика в центре кадра.

Здесь я постарался добиться появления максимально большого количество бликов в объективах, для этого я использовал съемку на темном фоне. ZEISS Milvus 2.8/18 отлично справляется с направленным прямо в объектив солнцем, всего несколько небольших бликов, без каких-то засветок. На кадре, сделанном на зум-объектив, блики полностью убили картинку.

В этом раунде ZEISS Milvus 2.8/18 опять лучше всех справился с бликами. Но и зум-объективы тоже отличаются по устойчивости к засветкам: сверх широкоугольный зум (Zoom 2) имеет гораздо больше бликов, чем зум с меньшим углом зрения (Zoom 1).

Сдвиг фокуса, проклятие резкости

Теперь мы подошли к тому, что я считаю наиболее вопиющим оптическим поведением, которое, скорее всего, разочарует фотографа. Для цифровых камер высокого разрешения глубина резкости (с учетом разрешения матрицы) может быть очень небольшой, даже при f/8. Поэтому точность фокусировки для них является особенно актуальной. Но что произойдет, если сам объектив изменит точку фокуса после того, как вы уже произвели фокусировку? На самом деле у некоторых объективов именно так и может происходить, так как при разных значениях диафрагмы точка фокуса у них смещается, даже если настройки фокусировки остаются неизменными. Этот эффект называется сдвиг фокуса (focus shift), причиной его появления является не полностью устраненная сферическая аберрация. Наиболее заметен эффект у светосильных объективов.

Рассмотрим изображение ниже. Фокусировка сделана на ближайший к камере ствол дерева. Если бы объектив имел эффект сдвига фокуса, то тот же кадр, сделанный на диафрагме f/4 или f/5.6 имел бы максимальную резкость в другой точке, а не на сюжетно-важном объекте (стволе дерева). ZEISS Milvus 2.8/21 сохраняет неизменной точку фокусировки независимо от используемой диафрагмы. Использовать репетитор диафрагмы для проверки точки фокусировки в таких ситуациях не получиться из-за слишком низкой освещенности.

© Lloyd Chambers, Canon EOS 5DS R, ZEISS Distagon T* 2.8/21 ZE, f/2.8, 1/15 sec., ISO 100

Эффект сдвига фокуса встречается гораздо чаще чем думают многие фотографы. Он является существенной проблемой для многих объективов, даже некоторые «темные» f/4 зум-объективы имеют очень сильный сдвиг фокуса. В объективах с фиксированным фокусным проще устранить этот эффект, так как при разработке их оптической схемы приходиться идти на меньшее количество компромиссов, в сравнении с зумами. Например, у современных широкоугольных объективов ZEISS с фиксированным фокусным расстоянием сдвиг фокуса сведен практически к нулю или отсутствует вовсе.

Чтобы наглядно продемонстрировать эффект сдвига фокуса, рассмотрим две пары изображений, снятых на диафрагме f/2.8 и f/8. Два кадра сделаны на ZEISS Milvus 2.8/18, а два других на зум-объектив (в каждом случае фокусировка производилась на f/2.8). Максимальной резкости при f/2.8 не точно совпадает на кадрах сделанных двумя этими объективами, но это не так важно в данном случае.

Главное — это то, что ZEISS Milvus 2.8/18 держит точку фокуса, увеличивая при диафрагмирование резкость как на переднем, так и на заднем плане. А вот у зум-объектива зона резкого изображения при диафрагме f/8 заметно смещается назад. Причем настолько сильно, что даже возросшая на f/8 глубина резкости не может компенсировать этот сдвиг. Резкость в точке, на которую наводился фокус на f/2.8 даже выше, чем на f/8. Это снижение резкости хорошо заметно в нижнем левом углу кадра. Это делает абсолютно бессмысленным оценку такого объектива по графику MTF: если в реальности вся зона резкости смещается (как правило, назад), то и визуальное восприятие кадра, на которое рассчитывает фотограф, будет иным («размытые глаза, резкие уши»).

Сдвиг фокуса может быть существенном проблемой для получения изображения с максимальной резкостью. Так как фотографу нужно не только знать все особенности своего объектива (сдвиг фокусировки может отличаться и от расстояния до объекта съемки!), но и каждый раз не забывать делать необходимые корректировки. Использование функции «точной подстройки фокусировки» в меню камеры не поможет исправить такие ошибки, так как оптимальная фокусировка изменяется для каждого значения диафрагмы.

Эксплуатационные преимущества объективов ZEISS с фиксированным фокусным расстоянием.

Фокусировка остается неизменной

В полевых условиях у меня часто возникают ситуации, когда необходимо заранее произвести фокусировку, а поскольку объектив имеет только ручной фокус, это гарантирует, что настройки фокусировки останутся неизменными, независимо от того, включаю я или выключаю камеру, слегка нажимаю спусковую кнопку затвора и т. д.

Часто снимая в сложных условиях, я знаю, что, используя автофокусные зумы существует большая вероятность случайно изменить фокусировку или фокусное расстояние. Для кого-то это может быть не важно, но не для меня. Самое неприятное из всего этого: некоторые зум-объективы, если они наклонены вверх или вниз могут незначительно менять фокусное расстояние, что делает их совершенно не пригодными в некоторых ситуациях (помните, что мало, какие фото-зумы являются парфокальными). Мне нравится, когда мое снаряжение ведет себя без сюрпризов.

Фокус стэкинг

Объектив с фиксированным фокусным расстоянием, ручной фокусировкой и режим Live View – это мой основной способ съемки пейзажей или аналогичных сюжетов, при использовании фокус стэкинга. У фиксов нет никаких колец зуммирования, чтобы случайно их задеть (серьезная проблема с перчатками в холодную погоду), и я могу (в режиме Live View) максимально точно фокусироваться там, где это необходимо, без необходимости делать многочисленные попытки убедить автофокус навестись на наклонную поверхность или малоконтрастный объект. Также есть возможность использовать шкалу расстояний на объективе, чтобы быстро установить необходимую дистанцию до снимаемого объекта.

Выводы и Рекомендации

Удобство эксплуатации, эргономичность и качество изображения, вот те факторы, которые заслуживают внимания при выборе между зумом и объективом с фиксированным фокусным расстоянием. Наиболее очевидный аргумент – резкость на самом деле уже не является главным фактором при сравнении фиксов с лучшими моделями зумов, которые на сегодняшний день обладают высоким разрешением. Скорее, нужно посмотреть на удобство эксплуатации и общее качество изображения, особенно в сложных условиях съемки. Чтобы окончательно определиться с выбором, я рекомендую проводить съемку в реальных условиях с самым разным освещением и объектами съемки, ничто так не убеждает, как визуально впечатление от собственных фотографий.

По состоянию на 2017 год мой любимый сверхширокоугольный объектив ZEISS – это Milvus 2.8/18. Мне нравятся его относительно компактные размеры, вес и оптимальный угол зрения в сравнении с моделями 15 и 21/25 мм. Он конкурирует с ZEISS Milvus 2.8 / 21; поэтому выбирайте в зависимости от того, насколько большой угол зрения вам нужен. ZEISS Milvus 2.8 / 15 – прекрасный выбор, но многие фотографы считают, что он дает слишком большой угол зрения для использования в большинстве ситуаций.

Автор - Ллойд Чемберс

Оригинал статьи на lenspire.zeiss.com

zen.yandex.ru

Объективы. Мифы и реальность.

Раньше, материал описанный ниже, был частью статьи про типы объективов, но статья выросла и разломалась на две отдельные части.

Объективы. Мифы и реальность.

При выборе фото объектива многие пользователи фототехники сразу хотят получить светосильный 50-ти кратный суперзум объектив с возможностью макросъемки, красивым боке и ‘бритвенной’ резкостью. К сожалению, ни одного такого объектива для фотоаппаратов со сменной оптикой пока не существует. Виной всему законы физики и сложности изготовления.

Про зум-объективы:

  • Практически нет светосильных универсальных объективов для полноформатных камер с относительным отверстием F2.8 и обладающизх зумом больше 3Х. Почти все фото объективы с постоянным значением числа F2.8 имеют зум с кратностью не больше трех (3Х). К таким объективам можно отнести диапазоны: 11-16мм, 14-24мм, 20-35мм, 20-40мм, 24-70мм, 28-70мм, 28-80мм, 70(80)-200(210) — все подобные объективы имеют кратность зума до 3Х. Вывод очень прост — светосильных суперзумов не существует. Самым большим зумом, равным 3.75Х и светосилой F/2.8 обладает объектив Tamron SP AF Aspherical LD [IF] 28-105mm 1:2.8 276D.
  • Нет дешевых автофокусных светосильных зум объективов с F/2.8.
  • Зум-объективы с большой кратностью зума и постоянным значением числа F не обладают высокой светосилой и стоят очень дорого. К таким объективам можно отнести Nikon 24-120mm F/4G VR и Canon EF 24-105mm F/4 L IS USM.
  • Нет легких автофокусных светосильных теле-объективов с постоянной диафрагмой F/2.8.
  • Практически не существует суперсветосильных зум-объективов. Обычно, все светосильные зум-объективы ограничены числом F/2.8. Ограничение в F/2.8 — это серьезный недостаток зумов. В качестве исключения могу привести только Sigma 18-35/1.8 и то, этот объектив рассчитан только на работу с APS-C камерами.
  • В некоторых случаях вместо одного универсального тяжелого суперзум объектива, по типу 18-200мм, 18-270мм, 18-300мм, можно использовать несколько зум объективов, например 18-300мм можно заменить связкой 18-55мм + 55-300мм. Иногда набор из нескольких объективов может быть дешевле, чем один супер зум.
  • В общем случае, у зум объективов наблюдается ухудшения показателей качества изображения с увеличением кратности зума. Чем больше зум — тем хуже качество. Но бывают и исключения.

Про фикс объективы:

  • Только фикс объективы обладают диафрагмой F2.0, F1.4, F1.2 и ниже. Это означает, что если нужен суперсветослиьный объектив, то на помощь может прийти только фикс.
  • Самый дешевый светосильный автофокусный фикс объектив Nikon 50mm F1.8D за 100 у.е. будет иметь в 2.5 раза  большую светосилу чем самый дорогой Nikon 70-200VR F2.8, который стоит дороже 2000 у.е. Такие вот пироги, потому, когда смотрите на супербольшие и супердорогие зумы у других фотографов, всегда помните, что маленький, суперлегкий объектив может положить на лопатки профессиональный зум по светосиле. Часто, то же самое утверждение справедливо и для качества изображения, например, относительно темный Индустар-50-2 F3.5 (но супер дешевый) — может легко ‘уделать’ по резкости легендарные объективы серии 24-70mm F/2.8.
  • Я не советую гоняться за профессиональными зумами по типу 80-200 F2.8, 70-200 F2.8, 24-70 F2.8 и т.д. Они очень тяжелые, их сложно транспортировать, они не всегда помещаются в кофр. Такие зумы нужны в основном для профессиональной съемки. Мне приходится часто снимать, и я знаю, что за 1 день от тяжелой связки объектив + камера + вспышка, руки очень сильно устают. Очень часто фикс со средним значением фокусного расстояния весит в несколько раз меньше и с его помощью можно сделать все то же самое. Например, на замену объектива класса 70-200мм можно взять один фикс на 135мм, на замену 24-70 можно взять супер качественный полтинник 50мм. На замену 14-24 можно взять 20мм. В идеальном варианте, зум разбивается на несколько фиксов. Я никоим образом не агитирую переходить на фиксы, просто делюсь некоторыми соображениями по этому поводу.
  • Огромная светосила фикс объективов в большинстве случаев не используется при съемке. Но большАя светосила таких объективов позволяет более точно работать автоматической системе фокусировки, и дает яркое изображение в оптическом видоискателе, что важно при ручной наводке на резкость.

Говорить о качестве изображения — очень скользкая тема. Мое мнение, что нельзя просто сравнивать объективы разных классов и типов. Можно сравнивать только определенные их параметры (резкость, светосилу, цветопередачу), но говорить о качестве изображения в общем — нельзя. Нельзя сравнивать зумы и фиксы — у них разные задачи и само собой, разное формируемое изображение. Нельзя сравнивать объективы с разными фокусными расстояниями — у них разные задачи.

Мифы про объективы:

  1. С помощью фикс объектива можно сразу получить шедевр — это заблуждение. Фикс объективы имеют лучшие показатели качества изображения, светосилы — но не больше. Чтобы получить хороший снимок, нужен определенный подход. Отсутствие зума у фикс объективов компенсируется ногами фотографа. Есть даже такое шуточное понятие: «на фикс нужно зумить ногами«. Самый сложный фикс в моей практике — это Гелиос-40-2.
  2. Удобство зумов. Удобное использование зумов не всегда такое «удобное» как пишут. Зумы почти всегда тяжелее чем фикс объективы, их сложно транспортировать. Мой 70-300VR еле помещается в кофр. Большим зум объективом сложнее управляться, от него больше устают руки. При динамической съемке с перебежками, большим зумом легче зацепиться и сломать его. Лично я за свою практику калечил объективы. Принято говорить, что зумы чаще ломаются, так как имеют больше подвижных частей, имеют больше проблем (с высовыванием хобота, и функцией «пылесоса»).
  3. Неудобство фиксов. Фиксы не всегда такие неудобные, как про них говорят. Фиксы, в основном, гораздо легче зумов. Например, снимая портрет на 100мм фикс Вы всегда знаете, что не будет никакой дисторсии, если же снимать на зум (к примеру 18-105мм) — то часто подходишь к объекту съемки, случайно уменьшаешь фокусное расстояние, в итоге получаешь ‘бочку’ (бочкообразную дисторсию) и в результате не самую приятную картинку. Потому, используя зум объективы приходится дополнительно следить за фокусным расстоянием. Для теле-зумов нужно еще тщательно следить за выдержкой, так как на объектив 70-200мм в положении 70мм можно снять на 1\80 с, а вот при зумировании на 200мм снять на 1\80с не всегда получится.
  4. Самый дешевый фикс лучше дорогого зума. Контрпример, для широкого угла зум 18-70мм подойдет куда лучше нежели дешевый 50мм фикс. Все зависит от ситуации и нужд.
  5. Светосила — всегда хорошо. На самом деле, в солнечный день на ISO 100, очень сложно использовать диафрагму ниже F1.8, так как света очень много и дозировать его с помощью выдержки не всегда возможно. Ряд камер имеет ограничение по выдержке в 1/4000 секунды, и если днем установить F1.4, то без пересвета не обойтись. Чтобы понизить количества пропускаемого света но сохранить маленькую ГРИП, следует пользоваться нейтральными фильтрами. Также, супер светосила дает очень маленькую глубину резко изображаемого пространства. Для некоторых целей маленькая ГРИП неприемлема.
  6. Темный объектив — всегда плохо. Это не всегда является правдой. Например, для студии вполне можно использовать китовый «темный» объектив. В студии можно использовать много света и чаще всего съемка проходит на диафрагмах F5.6-F16.0. В связи с этим, темный объектив — это хорошо, так как можно сэкономить денег на дорогом светосильном объективе.
  7. Нужно иметь полный набор объективов в спектре 14-200мм или около того. Это не так, мои коллеги часто обходятся двумя, тремя объективами и у многих не закрыт какой-то диапазон фокусных расстояний. Лично у меня нет сверширокоугольного диапазона, я ограничиваюсь 17-85мм на кропе и 28-135 на полном кадре. Я перепробовал кучу объективов, так как пишу обзоры фототехники и сделал выводы для моих нужд. Другие люди сделают свои выводы. Не попробуете — не узнаете, потому, я не рекомендую принимать близко к сердцу размышления на разного рода фото-форумах. В истории много фотографов, которые снимали на один объектив всю жизнь и ни капли сил не тратили на выбор техники.

Личный опыт:

Меня постоянно спрашивают, чем я пользуюсь для съемки. Мне нравятся фиксы и для меня не составляет труда для перекомпоновки кадра бегать туда-сюда. В то же время я пользуюсь и зум объективами, они реально могут упростить жизнь фотографу. Какими типами и наборами объективами пользоваться, каждый должен решить сам для себя.

Выводы:

Очень сложно найти один объектив, с помощью которого можно осуществлять съемку разных типов. Часто приходиться использовать набор из нескольких объективов.

↓↓↓ Ставим лайк обзору и делимся ссылкой в соцсетях ↓↓↓. Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал

radojuva.com

Выбор объектива. Объективы с постоянным фокусным расстоянием

В этой статье мы расскажем вам о самых популярных объективах с фиксированным фокусным расстоянием. Надеемся, что наш краткий обзор поможет вам сориентироваться и сделать правильный выбор в пользу того или иного объектива.

В чем преимущество объективов с фиксированным фокусным расстоянием?

Одно из главных преимуществ «фиксов» в том, что они более светосильные, чем зумы. Даже самый дешевый из линейки фиксов будет обладать диафрагмой 1.8. Как известно, чем меньше преград на пути света к матрице, тем более светосильным будет объектив.  В виду отсутствия блока линз, отвечающих за зум, они более компактные и легкие. Считается, что фиксы более долговечны, так как они не разбалтываются и не собирают внутри себя пыль. Весьма достойным стоит определить соотношение цена/качество/светосила фиксов.

Как выбрать фикс — объектив?

Конечно, каждый будет выбирать себе объектив в зависимости от потребностей, мы лишь дадим краткий обзор четырех наиболее популярных объективов с фокусными расстояниями 35мм, 50мм, 85мм и 100/105мм. Напомним, что все вышеперечисленные характеристики будут актуальны для полнокадрового фотоаппарата, в случае неполной матрицы, фокусное расстояние необходимо умножить на кроп-фактор. Как правило, у производителей среди серий объективов встречаются бюджетные модели и более дорогие, которые обладают большей светосилой и сильнее по конструктиву.

Самыми ходовыми, как среди любителей, так и среди профессионалов являются объективы со следующими фокусными расстояниями: 35мм, 50мм, 85мм и 100/105мм. На них мы и обратим внимания в нашей статье. Остальные, такие как 200 мм или 14мм, 24 мм не так сильно востребованы среди фотографов в следствие высокой цены и специфических характеристик.

35 мм объективы

Фокусное расстояние 35 мм одно из самых популярных не только в любительской, но и в профессиональной съемке. Не смотря на то, что реализовать его можно с помощью целого ряда зум-объективов, спрос на объективы такого фокусного расстояния остается по-прежнему высоким.

Вся магия 35 мм по праву сосредоточена в угле обзора, а это (на полной матрице) почти 63 градуса. Универсальное фокусное расстояние обеспечивает большую творческую гибкость — объектив может использоваться практически во всех жанрах съемки, от портретов до репортажа и пейзажей.

 50 мм объективы

50 мм по праву считается самым популярным «фиксом».  Главным его преимуществом, среди прочих, является то, что он маленький и легкий, при этом универсальный, годится на все случаи жизни. Для сравнения: 50 мм f/1.4G 278 г 85 mm f 1/4G 595 г 35 mm f 1.4G 600 г.

Традиционно считается, что снятое таким объективом изображение является наиболее правильным с точки зрения человеческого глаза. В классической 35-мм пленочной фотографии (ака полная матрица) такой объектив считается «нормальным», так как его фокусное расстояние примерно равно размеру диагонали кадра, а угол зрения от 40 до 50 градусов.

Небольшой угол обзора немного ограничивает фотографа, но в то же время заставляет думать и двигаться в поисках лучшей точки съемки. Зуммирование в таком случае слишком упрощает процесс, вы стоите на месте и не думаете о композиции.  Плюс ко всему, 50 мм избавит вас от лишней информации в кадре, которая может создавать на снимке хаос.

Следующим преимуществам полтинника является его светосила, превосходящая возможности любого зума. Отметим, что даже самый дешевый вариант объектива из серии будет иметь светосилу 1.8 мм. Да и в целом стоит заметить, что полтинники дешевле своих конкурентов.

85 мм объективы

Это классический портретный объектив. Отличает объективы 85 мм практически полное отсутствие дисторсии. Они идеальны для портретной съемки, вам не нужно отходить слишком  далеко от модели или подходить слишком близко. Он дает красивую четкую картинку при этом не искажая перспективу и рисуя потрясающее боке.

Не смотря на то, что объектив преимущественно предназначен для съемки портретов людей, он также подойдет для съемки , скажем, на улице, когда вам необходимо остаться незамеченным или просто нет желания подходить близко к объекту съемки. Объектив не рекомендуется использовать, как штатный, в силу его ограниченных возможностей.

100 мм /105мм объективы

Компании Nikon и Canon выпускают объективы с фокусным расстоянием 105 мм и 100 мм соответственно. По характеристикам, они наследуют свойства 85 мм. Идеальная перспектива, изумительное боке дает классическому портретному объективу красивую, четкую картинку.  Производители позиционируют эти объективы также как макро-стекла.

Какой объектив выбрать?

В конце хочется отметить, что подбор оптики для каждого фотографа дело интимное и индивидуальное. Наверное, самым разумным советом будет испробовать все на практике. Если вы решили приобрести фикс, то сначала попробуйте потестировать зум на предмет того, с каким фокусным расстоянием вам будет комфортнее всего работать. И только тогда делайте выбор.

Мы рекомендуем составлять линейку оптики с определённым шагом, не приобретая оптику с похожим фокусным расстоянием. Примеры рекомендуемых линеек:

  • 1-я 24мм (пейзаж), 50мм (жанр), 100мм (портрет + макро)
  • 2-я 35мм (пейзаж + жанр), 85мм (портрет)
  • 3-я (бюджетный вариант) только 50мм.

lightroom.ru

Что такое фикс объектив

Новички часто сталкиваются с не совсем понятной терминологией, и часто задают вполне нормальные вопросы, которые кажутся профессиональным фотографам немного смешными. Поэтому я буду писать статьи, которые помогут разобраться с новыми словами для тех, кто только собирается попробовать свои силы в фотографии.

По фокусному расстоянию объективы делятся на несколько типов:

  • переменное фокусное расстояние
  • фиксированное фокусное расстояние (фикс объективы)

К переменному фокусному расстоянию относятся объективы, которые могут менять расстояние до объекта съемки, так называемые зум-объективы (см. также что такое зум). Такие объективы, очень часто называют универсальными, потому, что они подходят для повседневной съемки. Изменение фокусного расстояния (зумирование) происходит за счет вращения кольца фокусировки на самом объективе.

Некоторые из таких объективов могут идти в комплекте фотоаппарата, и их очень часто называют китовыми.

Минусом таких объективов является то, что на широком угле (минимальном фокусном расстоянии) они, как правило, имеют дисторсию, т.е. при съемке, к примеру, кирпичной стены, на минимальном фокусном мы получим некий бочкообразный эффект.

Также, при съемке портрета такими объективами, мы получаем некоторое искажение человеческого лица. Конечно, это все не на всех фокусных. Тут играет роль расстояние до объекта съемки.

Вот несколько примеров универсальных (китовых) объективов, которые имеют переменное фокусное расстояние:

Nikon Nikkor 18-55mm f/3.5-5.6G ED II AF-S DX Zoom

Nikon AF-S DX NIKKOR 18-105mm f/3.5-5/6G ED VR

Есть объективы с переменным фокусном расстоянием, которые стоят бешеных денег, такие объективы используются профессиональными фотографами для повседневной съемки природы, животных, путешествий и т.д. В среде профессиональных фотографов, бытует мнение, что качественные фотографии можно сделать только на фикс-объективы.

К объективам с фиксированным (фикс объективы) фокусным расстоянием относятся объективы, фокусное расстояние которых, остается неизменным. Т.е. зум здесь отсутствует как таковой. В таких объективах менять можно только диафрагму и фокусировку (ручная, автоматическая). У таких объективов, как правило, больше светосила, что позволяет делать кадры с недостаточной освещенностью. Такие объективы хорошо размывают задний фон (боке), за счет повышенной светочувствительности (открытой диафрагмой). Создают реалистичную картинку практически без физических искажений (дисторсия и т.д.).

Вот несколько примеров фикс объективов:

Yongnuo YN50 f/1.8. Обзор объектива и примеры фотографий

Nikon AF-S Micro Nikkor 40 mm f/2.8G DX. Обзор фикс-объектива и примеры фотографий

NIKON AF-S 50 mm f/1.8G Nikkor. Обзор фикс-объектива и примеры фотографий

В целом, понятия фикс объектива и универсально объектива в данной статье раскрыты. Для новичка, который только что купил зеркальный фотоаппарат этого будет достаточно. Если вам что то непонятно, то задавайте вопросы в комментариях к статье, и смотрите рубрику Новичку.

myraw.ru


Смотрите также